В XIII — XIV веках политически оформляется новая держава – Великое княжество Литовское. В 1235 г. Литовский князь Рингольт владел не только всеми землями по левую сторону Двины, но и самим Полоцком, который был захвачен еще при Мингайле в 1190 г. Один из сыновей Рингольта – Ердзвил — завоевал Витебск, Оршу и Смоленск.
По смерти Рингольта (1240) и Ердзвила (1242) Миндовг, младший сын Рингольта, соединил под своею властью все отцовские владения; в то время, как его племянники, сыновья Ердзвила, получили лишь небольшие уделы. Один из них, Викунт – получил Витебск (но остается открытым, владел ли он им или только захватил и разграбил), а другой, Товтивил, сделался князем Полоцким. Товтивил вошел в дружественные сношения с Александром Невским, принял православие и женился на родной сестре супруги благоверного князя, дочери князя Брячислава, проживавшего в Витебске и титуловавшегося Полоцким. Сын Александра воспитывался в Витебске, у своей овдовевшей бабушки, супруги Брячислава. В 1245 г. Александр Невский воевал под Витебском, откуда и увез в 1245 году своего сына[55]. По смерти Миндовга, в 1263 году, владетелем Полоцка и Витебска является князь Гердень. При этом Витебск сохранял и династию удельного князя, который, скорее всего, находился в вассальной зависимости от литовских князей. Последним, более или менее самостоятельным удельным князем Витебским был Ярослав Васильевич, сын Василия Андреевича, сына Андрея Ярославича и Настасьи Даниловны, дочери короля Галицкого Даниила.
Полностью в состав Великого княжества Литовского Витебское княжество входит одним из последних, в 1318 году, в результате брака князя Ольгерда Гедеминовича с Марией – дочерью последнего витебского удельного князя Ярослава Васильевича. Летописи сообщают о том, что, при вступлении в брак, Ольгерд принимает православие «жены ради» и строит в Витебске две церкви: Благовещенскую и Святого Духа[56]. Скорее всего при Ольгерде был произведен либо ремонт, либо перестройка здания. По крайней мере, данные раскопок позволяют говорить об этом[57]. Ольгерд, вместе со своей супругою, до самой смерти Ярослава, жил в Усвяте, принадлежавшем к Витебскому княжеству. По смерти Ярослава, последовавшей в 1320 г., Витебское княжество наследовала дочь его, и, таким образом, оно присоединилось к Литве. Вместе с Витебском отошел к Литве и Могилев, бывший в это время в зависимости от Витебского княжества. Довольно часто и подолгу великокняжеская чета проживала в Витебске. До Ольгерда город был уже хорошо укреплен, имел высокие (5-8) метров валы и деревянные стены, возведенные в XII — XIII веках. При Ольгерде на смену детинцу и окольному городу появляются каменные Верхний и Нижний замки, превосходящие их по площади и мощности укреплений. Они составляли связанную систему оборонительных сооружений, выдвигали Витебск в число крупнейших пунктов оборонного значения[58].
Строительство их было завершено в 1351 году второй женой Ольгерда Тверской княжной Ульяной, которая также построила церковь Иоанна Богослова и основала православный монастырь при Свято-Духовской церкви (по преданию, приняв при нем монашество с именем Мария). Заняв в 1345 г. великокняжеский престол, Ольгерд отдал Витебское княжество сыну своему Андрею. Со времени правления Ольгерда Витебск начитает играть видную роль во время борьбы великих князей Русских с великими князьями Литовскими. Уже Ольгерд предпринимал несколько походов против великого князя Дмитрия Донского, который требовал возвращения Витебска и Полоцка, как «исконных» Русских владений.
В конце XIV — начале XV века Витебск становится камнем преткновения в наследственных войнах сыновей Ольгерда — Ягайло и Свидригайло, переходя из рук в руки.
Ольгерд умер в 1377 году, оставив двенадцать сыновей. Еще при жизни своей он отдал Витебск Ягайло (в православии Яков, в католичестве Владислав), сыну от второго брака Ольгерда с Ульяной Тверской, который после смерти отца наследовал и литовский престол. В 1393 г. скончалась в Витебске княгиня Ульяна, пожизненная владелица Витебского княжества. Еще при жизни своей она уступила Витебский удел меньшему своему сыну Свидригайле. Ягайло, между тем, почему-то не хотел оставить за Свидригайлом этого княжества, но, причислив его к коронным имуществам, послал туда наместником любимца своего ловчего Федора Весну. Обиженный Свидригайло удалился за помощью к рыцарям; от них пробравшись потом с небольшим войском чрез леса, внезапно явился пред Витебском и овладел им. Наместника Весну он приказал сбросить с высокой замковой стены. Тот при падении сломал себе шею и утонул в Двине. Ягайло, узнав об этом, поручил Витовту Кейстутовичу подавить восстание. Витовт, соединив свои войска с полками Скиргайлы, еще одного сына Ольгерда, немедленно выступил в поход против Свидригайлы. Сперва подступили они к Друцку. Местные князья не только приняли их дружелюбно, но и дали им вспомогательный отряд. От Друцка пошли к Орше, жители которой, державшие сторону Свидригайлы, упорно защищались два дня, а на третий сдались. Наконец, войска подошли к Витебску. Так как осада этого города предвещала много трудностей, то князья пригласили к себе в помощь Смоленского князя Юрия Святославича. Свидригайло защищался упорно; Витовт овладел Нижним замком; потом сильным действием из орудий, поставленных у Благовещенской церкви, сделаны проломы в стенах и башнях Верхнего замка. Союзники готовились уже к общему приступу, как внезапно жители Витебска, устрашенные и сильной ратью и страхом казни за сопротивление, сдали свой город. Свидригайло сдался осаждающим и, на удивление, был прощен Ягайло. Но мир длился недолго, поскольку спустя всего три года, в 1396 г. с помощью немецких рыцарей Свидригайло овладел Витебском и всем Витебским княжеством с помощью местных жителей, оказавших ему поддержку. И снова усмирителем мятежа стал князь Витовт, который в очередной раз осадил город. После тридцатидневной осады он взял штурмом Нижний замок. Защищавшиеся вынуждены были укрыться в Верхнем замке, и из-за возникшей при этом неразберихи осаждавшие ворвались в город.
В 1430 г. после смерти Витовта король Ягайло отдал великокняжеский престол Литовский Свидригайле. «Этот князь, явно отдававший предпочтение православному вероисповеданию, преданный русским интересам, был не по душе полякам; они уговорили короля отдать престол Литовский Сигизмунду Кейстутовичу, сторону которого вскоре приняла вся католическая Литва»[59]. На территории Беларуси снова разгорелась гражданская война, и центром этой войны стали Полоцк и Витебск. Западная часть Великого княжества Литовского принимает сторону Сигизмунда, в то время как Витебск, Полоцк и Смоленск с зависящими от них территориями поддерживают Свидригайло. С многочисленным войском, до 40 000 человек, Свидригайло двинулся к Ошмянам. 8 декабря 1432 г. произошла кровопролитная битва, в которой Свидригайло был разбит наголову Михаилом Сигизмундовичем. Потеряв 10 000 убитыми и 4000 пленными, Свидригайло едва спасся в Полоцке. В Полоцке он, собрав своих приверженцев, в 1433 году направился к Витебску. Жители города, сочувственно относившиеся к нему, отворили ворота и приняли его как своего князя. Свидригайло выместил свои неудачи над сторонниками Сигизмунда: князя Михаила Ольшанского он велел завязать в мешок и бросить в прорубь на Двине, а князя Симона Ольшанского велел сбросить с Замковой горы в Двину. Еще более жестокой оказалась участь митрополита Герасима, о котором в летописи говорится так: «Князь Литовский Свидригайло поима митрополита Герасима в городе Смоленске, и окова твердо железы, и спровади в Видбеск, и держав на крепости 4 месяци, сожже огнем Июля 26 за толику вину, что перевет на него держал к князю Жидимонту»[60]. По сообщению летописи Панцерного и Аверки сожжение было совершено на камне, носившем название «жидовский»[61]. Пикантность ситуации в том, что ранее и Свидригайло и митрополит Герасим выступали как союзники в деле заключения унии между Православной Церковью и Римо-католической. «Доказательством этому служат три буллы папы Евгения ІV, от 1434 года. Первая булла писана к Свидригайле о том, что до Евгения дошел слух, что Свидригайло учинил с митрополитом Герасимом соглашение о соединении церквей Греческой и Римской, и что Герасим, по этому случаю, намерен предпринять путь к папскому престолу. Вторая булла писана к самому Герасиму; в этой булле папа поощрял Герасима к соединению с Римской церковью»[62]. В этом же году Свидригайло решился еще раз вступить в борьбу с Сигизмундом и с войском покидает Витебск 15 августа 1435 года. Под Вилькомиром Свидригайло был опять окончательно разбит; число убитых и раненых с обеих сторон превысило 50 000, в том числе несколько князей Литовских и Русских и магистр Ливонского ордена. Сам Свидригайло бежал в Полоцк. Княжество Витебское подчинилось Сигизмунду и заплатило значительную контрибуцию; только замки Полоцк и Витебск остались верными Свидригайле. Через 3 недели Михаил Сигизмундович явился под Витебск, но, несмотря на шестинедельную осаду, не мог взять его. В 1437 году Витебск сдался, и, таким образом, Свидригайло потерял последнюю опору. И снова удивительно, что, несмотря на все произошедшее, Свидригайло не понес никакого наказания: свои последние дни он провел в спокойствии, пользуясь уважением и вниманием своих племянников, с которыми недавно бился не на жизнь, а на смерть. Свидригайло, удивительный персонаж из истории Великого княжества Литовского, который был организатором трех восстаний, жертвой нескольких заговоров, на личность и деятельность которого существуют совершенно противоположные взгляды, и при этом умирает своей смертью в Луцком замке, в 1452 г., прожив 96 лет.
В середине XV века Витебск прочно вошел в число «королевских» городов Великого княжества Литовского. Великокняжеские уставные грамоты (привилеи) отмечали политическое и экономическое значение центра Витебской земли, подтверждали действие автономного самоуправления. В привилее 1441 г. Витебск назван в числе 15 крупнейших городов Великого Княжества Литовского. В 1444 г. уставной грамотой Казимира IV Витебску предоставлено право суда над горожанами, право свободной торговли в пределах Великого княжества Литовского, а также ряд других прав. К сожалению, сам документ до нас не дошел: был украден «злодеями з великого Новагорода»[63]. О его содержании можно судить по грамоте короля Александра, сына Казимира, в которой он в 1503 году подтверждает решение своего отца относительно Витебска. Из содержания этой грамоты можно отметить следующее, что, помимо уважения имущественных прав Церкви, Александр называет основные храмы города. Центральное место отведено «дому Божию Пресвятой Богородицы», скорее всего церкви Успения, поскольку Благовещенская церковь упоминается отдельно, а также церкви Святого Духа (при которой, скорее всего, был монастырь). Подобное положение видимо было характерно на момент выдачи привилея короля Казимира, т.е. на середину XV века. В XIV-XV вв. на Взгорье (правый берег р. Витьбы) были построены помимо Успенской, Воскресенская-Рынковая и Введенская церкви.
Характеризуя данную эпоху, очень сложно говорить о вероисповедании великих князей: поскольку история сохранила, как минимум, по три имени у каждого. Так, например, Свидригайло, сын Ольгерда от Марии Витебской, имел православное имя Лев и католическое Болеслав; а Скиргайло, сын Ольгерда, но от Иулиании Тверской имел католическое имя Казимир и православное Иоанн. Хотя необходимо отметить, что в угоду политической составляющей католическая часть князей все же доминировала. Однако православная составляющая великих князей также не была забыта. Так, например, Казимир в благодарность Богу за спасение своей супруги Елизаветы от утопления (в день памяти пророка Илии) повелел построить в Белоруссии по берегам рек Днепр, Двина и Сож шесть православных церквей, из них три приходятся на территорию Витебской епархии: Витебск, Бешенковичи и Орша[64]. В Историко-юридических материалах отмечается, что княгиня Софья Юрьевна в начале XVI в. передала церкви Ильи пророка в пользование перевоз через р. Днепр в г. Орше в дополнение к «издревле» принадлежавшей храму пашенной земле. В 1595 г. комиссия по люстрации земельных владений г. Орши и волости обменяла церковный участок на «певную волоку земли» в другом месте «подле священника Троицкого». Земля, принадлежавшая церкви ранее, вошла в число городских владений, а выделенный новый участок был отнят у оршанских мещан. Это постановление, изданное Сигизмундом III 2 августа 1595 г., оставалось в силе и при его преемниках. Привилей Яна III от 15 марта 1676 г. подтвердил Ильинской церкви владение землей и перевозом через р. Днепр (напротив замка). Видимо, покровительство королевской власти дало возможность Ильинской церкви избежать участи других православных приходских церквей на территории Орши, которые были уничтожены в униатский период[65].
В 1509 году король Сигизмунд I Старый в своей грамоте придает горожанам еще некоторые вольности: отменяет ряд податей и повинностей, например, таможенный сбор за провоз товаров; отказался от своего права на церковные прибыли. Каждый витеблянин мог свободно переселиться в любое место княжества. Горожанам была дарована свобода вероисповедания. С 1506 г. Витебск становится центром воеводства. Утвержден герб воеводства «Погоня» — изображение всадника со щитом и поднятым над головой мечом на красном фоне.
По своему географическому положению Витебск, расположенный вблизи границы с Московской державой, находился в сфере ее геополитических интересов, в результате чего становился эпицентром боевых действий между Литвой и Москвой. И если сам замок чаще всего оставался неприступным для русских войск, то посад и предместья были регулярно опустошаемы и выжигаемы. Естественно, что при этих пожарах выгорали и городские церкви, находящиеся вне крепостных стен. Впервые витебляне столкнулись с русским войском в 1502 году. В 1514 году Витебская хоругвь участвовала в битве под Оршей на реке Крапивне, где войска Великого Княжества Литовского разгромили вдвое превосходящее войско Московского княжества. А уже в 1516 г. россияне снова напали на Витебск. Окрестности и самый город были обращены в пепел, сам замок остался не взятым, хоть и испытывал недостаток в оружии и провианте. Не успел город восстановиться, как уже в 1519 г. воевода Василий Годунов, князья Елецкий и Засекин, при поддержке татарской конницы совершили набег на Полоцк и Витебск, выжгли предместья, взяли внешние укрепления, убили множество людей. В 1534 г., в царствование Иоанна Грозного, князь Борис Горбатый опустошил все окрестности Витебска, но город уцелел. Два года спустя, в 1536 году, князья Горенский и Барбашев выжгли посады Витебска, захватили множество жителей в плен[66].
С 1558 по 1583 годы проходила крайне тяжелая для Белоруссии Ливонская война. За время войны Витебск трижды попадал в осаду русского царского войска. В конце мая 1562 года от Великих Лук подошел сильный отряд во главе с князем А.М. Курбским, который спалил все предместья, но город взять не смог. Нападение повторилось в 1563 году. В 1568 году город осадило шеститысячное войско воевод Шереметьева, Бутурлина и Сабурова. Витебский воевода Пац настолько удачно организовал активную оборону города, что русские войска вынуждены были отступить. В результате всех этих военных действий Витебск был страшно разрушен и опустошен. От бывших каменных укреплений Ольгерда почти ничего не осталось: одна полуразрушенная стена и сильно поврежденная башня над Двиной. Однако в это тяжелое время произойдет знаменательное событие: в 1563 году Витебск вновь оказался центром отдельной епархии, которая, по-прежнему, входила в состав Киевской митрополии. Первым же известным архиепископом Полоцким, Витебским и Могилевским стал Варсонофий Валах (1563–1576 гг.), затем Феофан Рпинский (1576–1588 гг.), Афанасий Терлецкий (1588–1592 гг.), Нафанаил Селицкий (1592–1595 гг.), Григорий Загорский (1595–1600 гг.), Мелетий Смотрицкий (1620–1623 гг.).
17 марта 1597 года король Сигизмунд III подписал привилей на получение жителями Витебска Магдебурского права. При присвоении Магдебурского права городу присужден герб, а также воинская хоругвь – боевой флаг, под который собиралась городская дружина, учреждена большая четырехнедельная ярмарка, которая начиналась в день св. Петра и Павла. Органом городского управления стал городской магистрат.
К концу XVI в. в Витебске существовало немалое количество православных церквей (две каменные, остальные деревянные): Троицкая, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Воскресения Христова (Рынковая), Параскевы Пятницы, Благовещения Богородицы, архангела Михаила (замковая), Воскресения Христова (Заручевская), Сошествия Св. Духа, Покрова Богородицы, Иоанна Крестителя, Симеона Столпника, апостола Петра. В документе 1552 г. также отмечены церкви Успения Богородицы, Спасо-Преображенская, великомученика Димитрия Солунского, страстотерпцев Бориса и Глеба.
Таким образом, летописные данные связывают происхождение Витебска с именем святой равноапостольной княгини Ольги. И хотя, как видно из данного исследования, этот вопрос еще не нашел окончательного разрешения по целому ряду причин, жители Витебска считают святую княгиню своей небесной покровительницей и устроительницей Церкви Христовой на Витебщине. Тем не менее, необходимо отметить, что процесс христианизации Витебщины начнется несколько позднее и будет связан с именем святого равноапостольного князя Владимира. Каменное храмостроительство в Витебске начнется значительно ранее многих русских городов (летописные и археологические данные единогласно ссылаются на середину XII века), что позволяет говорить о значении Витебска в церковной жизни того времени. Еще более укрепилась роль Витебска как церковного центра окружающих земель (вплоть до Могилева включительно) с вхождением Витебского княжества в состав Великого княжества Литовского: строительство новых каменных храмов и устройство монастыря при князе Ольгерде; возведение храмов в близлежащих городах Орше, Бешенковичах и др. при Александре и Казимире. И, конечно, пусть и временное, но расположение с 1563 года архиерейской кафедры (Полоцкой, Витебской и Могилевской) в Витебске во время Ливонской войны (1558 – 1583гг.).