Положение православной Церкви на Витебских землях до 1618 года

В зависимости от религиозной, политической, национальной или культурной принадлежности исследователя и независимо от времени (как ранее, так и в современный период) Брестская уния воспринимается по – разному: и как союз, и как инкорпорация, и как аннексия.

Практически все православные исследователи считают, что Брестская уния на деле представляет собой отнюдь не равноправное соединение Церквей, а полное подчинение Киевской Митрополии Православной Церкви Римо-католической Церкви на основе полного принятия примата Папы и католической догматики. Входившие в унию с Римом, оставляли за собой лишь древний обряд, хотя со временем и он постепенно латинизировался. С самого начала Ватикан смотрел на унию как на средство постепенного слияния униатов с римо-католиками, их полной ассимиляции, как обрядовой, так и догматической, с латинством.

На протяжении XVII века территория современной Витебской епархии находилась в управлении Полоцкого архиепископа, а с 1620 года входила в состав Мстиславской православной епархии. В истории Православной церкви на белорусской земле Витебский край занимает совершенно особое место, где наиболее ярко проявятся и стойкость православных, и жестокость униатов. Архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский Герман вместе с другими иерархами Киевской митрополии не только принимал участие в униатской части Брестского собора 1596 года, но и принял соборное решение о признании канонической власти римского папы и о выходе из юрисдикции Константинопольского Патриархата, поставив свою подпись под соборной грамотой. Как того и следовало ожидать, король Сигизмунд III утвердил это соборное решение, признав за униатами все права православных, а тех, которые не приняли унию, поставил вне закона, сравнивая их с арианами и другими еретиками. Помимо простого признания решений Брестского униатского собора Сигизмунд III дает приказ местным властям о всяческом содействии униатам: «Которые не только от добровольне первей принятое згоды и соединенья упорнее и неслушне откинулися, Але опустивши Церковь Божью, з блюзнерцами имени Божьего и веры хрестиянское, з новокрещенцами Арыянами и з иншими еретыками сполковали … за то и за иншые выступки их не благословил и проклял… от Церкви Божое отлучил … вам, воеводам, старостам, державцам … бурмистром, райцом, лавником приказуем, штобы есте и сами тому постановленью сыноду Берестейского ни в чом противны не были, и других подданных наших, которые бы тому сопротивлялися, карали»[67].

Тем самым в Речи Посполитой складывается парадоксальная ситуация: государственное признание православными униатов и, соответственно, все связанные с этим права и привилегии были за небольшим числом униатов, в то время как основная масса православных, не принявших унию, были отнесены в разряд диссидентов и схизматиков. Униаты при полной поддержке и помощи со стороны короля и Католической Церкви начинают планомерное давление на православных, временами очень похожее на гонения первохристианского времени. Так, акт Виленской конференции 1599 года, в работе которой принимали участие и Витебские делегаты (витебский воевода Иоанн Зиневич, подкоморий князь Георгий Сапега), свидетельствует о многочисленных преследованиях православных и протестантов в Речи Посполитой. «Уже духовные наши пресвитеры, священники … различно преследуются, в собственных домах терпят нападения, грабежы, поругаемы, разным бесчестием унижаемы, изгоняемы, ссылаемы, отдаляемы от местностей… Их хватают, заключают в узы, с разными неслыханными, для вящей муки, бьют, топят и умерщвляют… Обратились и на светские лица, особенно на мещанство, за различие в исповедании производятся инквизиции, удаляют их от цехов, художеств, промыслов, торговли и даже жития в городе; не признают их равенства состояния»[68].

Однако эта мрачная картина в первые годы была характерна не для всех регионов Речи Посполитой. Необходимо сделать важную оговорку: со второй половины XVI века начинается процесс девальвации центральной власти в Польше. Уже к началу XVII века многие крупные землевладельцы не считали нужным исполнять многие королевские распоряжения. Немаловажную роль в давлении на православных играла и роль местного магната-землевладельца. Данная особенность сыграет трагическую роль в судьбах православных, ведь магнат мог быть не только протектором, но, будучи униатом, все доступные средства употребить для обращения своих крестьян в униатство. Причем, эта сторона будет иметь тенденцию к прогрессированию: многие магнаты и шляхта к концу XVII века перешли либо в унию, либо в католичество.

В первые 20 лет после Брестского собора православные на Витебщине пользовались относительным спокойствием. Архиепископ Полоцкий и Витебский Герман был полной противоположностью активным Ипатию Потею и Кириллу Терлецкому. Мелетий Смотрицкий сообщает о его покровительстве не принявшим унию: «Имели покой жители Полоцка при Германе, потому что он находился в унии только своею тенью. Он не принуждал попов ни к чему. Напротив, когда им велено было подписываться на унию протопоп города по имени Соломон и другой с ним не захотели того сделать, то Герман разорвал лист, на котором иные уже подписались было, заплакал и попов, подписавшихся на унию, подверг штрафу, а протопопа взял себе в духовники»[69].

Сменивший его в 1600 году архиепископ Гедеон Брольницкий поддерживал прежнюю политику по отношению к унии. Тот же Мелетий Смотрицкий дает ему такую характеристику: «Он всенародно объявлял, что уния ему омерзела, и давал письменные разрешения городам своей епархии оставаться под послушанием патриарха»[70].

https://studopedia.info/7-31857.html

Прокрутить наверх