Впервые Витебск упоминается в летописях под 1021 годом. В это время полоцкий князь Брячислав Изяславович вел войну с киевским князем Ярославом Мудрым. Так об этом сообщает «Повесть временных лет»: «Пришел Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, на Новгород, и взял Новгород, и, захватив новгородцев и имущество их, пошел к Полоцку снова. И когда пришел он к реке Судомири, и Ярослав из Киева на седьмой день нагнал его тут. И победил Ярослав Брячислава, и новгородцев воротил в Новгород, а Брячислав бежал к Полоцку»[35]. А Воскресенская летопись дополняет это летописное свидетельство следующими подробностями, касающимися заключенного мирного договора между этими двумя противоборствующими сторонами: «и оттоле призва к себе Брячислава, и дав ему два города Въсвяч и Видбеск, и рече ему: «буди же со мною заодин». И воеваше Брячисла с великим князем Ярославом вся дни живота своего»[36].
Данный текст ничего не говорит ни о времени основания города и его основателе, ни о территории и количестве жителей, ни о его религиозном статусе, тем не менее, следующие выводы можно сделать:
ü Данное поселение – Витебск – воспринимается как город, причем играющий определенную роль на пограничных территориях
ü Данная территория – Витебск и его приделы – была независима от Полоцка. Данный вывод, в свою очередь, поднимает следующий ряд вопросов и предположений. Витебск, скорее всего, был зависим от Киева и в государственном, и в церковном плане, а это дает еще один довод в пользу его основания княгиней Ольгой, о чем более подробно будет говориться ниже, а также предполагает и более раннюю христианизацию данных земель.
Существует еще одна версия происхождения Витебска, но насколько она соответствует реальности — однозначного ответа на данный момент не существует. В «Летописи города Витебска», составленной в XVIII веке местными мещанами, занимавшими видное положение в городе: М. Панцерным, И. Черновским, Г. и С. Аверками, сказано: «Roku 974. Zbiwszy Olha iaćwingow i piczyngow y, przeprawiwszy sie prżez rżeke Dzwina zanocowawszy z woyskiem, y upodobawszy gure założyła zamek drewniany, nazwała od rżieki Widiby Wittebskiem, wmurowała cerkicu [так в тексте – прим. публикаторов] w Wysznim zamku swienteho Michała, a w Niżnim Zwiastowanie. Dwa roki zmieszkawszy odiechała do Kiowa (Году 974 разбив Ольга ятвягов и печенегов и переправившись через реку Двину, заночевав с войском и выбрав понравившуюся гору, заложила замок деревянный, назвала от реки Витебском. Построила церковь в верхнем замке святого Михаила, а в нижнем – Благовещения. Два года пожив, поехала в Киев)»[37]. Скорее всего, здесь составители летописи допустили ошибку-опечатку – не 974, а 947 год, поскольку в 969 году Ольга умирает[38]. Косвенно это подтверждает и расположение этого события в летописи ранее сообщений относящихся к 956 и 965 годам.
Некоторые витебские краеведы, как, например, Михаил Павлов полагают, что великая княгиня Ольга не имеет никакого отношения к основанию Витебска, поскольку поход на печенегов и ятвягов предполагает поход Ольги на юг, а не северо-запад[39]. Подобные выводы допустимо делать, не сравнивая данные летописи Панцерного и Аверки с данными других летописей и в первую очередь с Повестью временных лет, где говорится о походе княгини Ольги в 947 году именно на север – в Новгородскую землю. «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви»[40]. Таким образом, анализируя деятельность киевской княгини Ольги, направленную на дальнейшее упрочение государственной власти, исследователи приходят к выводу, что ее поход 947 г. в Новгородские земли был направлен, с одной стороны, на упорядочение системы сбора дани, а с другой – на подавление местных социально-политических (племенных) центров.
Путь киевской княгини на север пролегал через территории, которые вряд ли были уже охвачены киевской данью. Исследователь Полоцкой земли Л.В. Алексеев отмечает: «Вполне вероятно, что Ольга, двигавшаяся за данью в глухие места Новгородчины, прошла туда не через давно уже освоенные места у Смоленска, а по глухим местам устья Витьбы, где и учредила новый «погост». [41]
Сопоставление сообщения «Повести временных лет» о поездке в 947 г. киевской княгини Ольги в Новгород со сведениями «Летописи города Витебска», а также археологические данные позволяют предположить, что Витебск как административно-управленческий центр округи (погоста, волости) в системе ранних государственных структур начал свое существование до середины X века, и Ольге было необходимо включить этот местный социально-племенной центр в сферу влияния Киева – организовать систему сбора дани в этом регионе. Косвенным подтверждением того, что именно княгиня Ольга могла основать погост для сбора дани в устье р. Витьбы, служат топонимы «Ольгово», фиксирующиеся на окраине современного Витебска и у скопления памятников в районе озер Межа, Сосно, Чернясто, Сесито в Городокском районе (на порубежье Городокского и Усвятского племенных образований). Таким образом, кроме витебского погоста на данном участке пути «из варяг в греки» могли быть установлены погосты в Городке и Усвятах. Этому не противоречат и материалы археологии, как считает Левко О.Н.[42] и с ней трудно не согласиться. Но если вопрос с возможным участием княгини Ольги может быть решен положительно, то, тем не менее, открытым остается еще вопрос о том, была ли к этому моменту Ольга христианкой. Именно на этом настаивают некоторые местные краеведы: «Нават калі перапісчык летапісу памыліўся пры пераводзе даты ў летазлічэньне ад Нараджэння Хрыстова і трэба чытаць не 974 год, а 947, як прапанавалі акадэмік Б. Рыбакоў і доктар археалогіі Л. Аляксееў, то высвятляецца, што Вольга хрысцілася ў 957 годзе. У 947 годзе яна папросту не была хрысьціянкай і не магла будаваць цэркваў»[43]. И, действительно, большинство славянских летописей, начиная от Повести временных лет и оканчивая уже цитировавшейся нами летописью Панцерного и Аверки, сообщают о крещении Ольги под 955-957 годами, западные летописи позволяют говорить о 960-961 годах, с некоторыми разбежками с ними согласны и большинство исследователей, располагая крещение Ольги в промежуток между 954 годом (Е.Е.Голубинский) и 961 годом (В.А.Пархоменко). Таким образом, либо Ольга не основывала Витебск, либо она не начинала в Витебске строительства каменных храмов. Но можно высказать и такую гипотезу – объяснение возможной ошибки-описки у Панцерного и Аверки. Храм, как центральное место города (погоста), в эти века служил не только для религиозных целей, но и зачастую исполнял и некоторые социально-административные функции. Поэтому, как символ княжеской власти, а также указания на существование именно города, а не поселения, и учитывая то, что Ольга воспринималась как первая христианка-княгиня на Руси, для Панцерного и Аверки вполне логично было указать, что Ольга не просто закладывает место для сбора дани, а строит именно храм. Тем не менее, однозначно ответить на этот вопрос пока не представляется возможным.
Христианство на Витебской земле появляется несколько ранее события Крещения Руси, и этому способствовало местоположение Витебска – на пути из варяг в греки. Витебск располагается на границе водораздела Балтийского и Черного морей, и разветвленная речная система в этом районе позволяла при минимальных затруднениях переволакивать суда из бассейна реки Западная Двина (Балтийское море) в бассейн реки Днепр (Киев, Черное море и т.д.), либо в бассейн реки Великой (Псков, Новгород и т.д.). Активно используемые торговые пути позволяют предположить принесение христианской веры на эти земли вместе с купцами-христианами из Византии. И если археологические находки христианского характера в самом Витебске и окрестностях чаще всего датируются X-XII веками, то аналогичные находки в Оршанском Поднепровье относятся к IX-XI векам.
Активная же христианизация начинается после Крещения Руси и разделения Киевской Руси св. Владимиром на уделы и направление на княжение в них своих сыновей. Становление и развитие Церкви в Витебском крае будет связано с именем сына Владимира от Рогнеды Полоцкой – Изяславом. В рукописи Друцкого Евангелия первой половины XIV в. имеется вкладная запись следующего содержания: «В лето 6509 (1001) створена бысть церкви сия святая Богородица въ граде во Дрютьсце»[44]. Она свидетельствует о том, что в самом конце X в. уже мог существовать укрепленный центр – «град», в котором в 1001 г. построен храм. Принятие Владимиром Святославичем, великим князем киевским, в 988 г. христианства положило начало его официальному распространению во всех землях, которые были подвластны Киеву. В течение 991-995 гг. был построен монументальный храм Св. Богородицы в Киеве, известный как Десятинный. На строительство церкви и ее содержание Владимир Святославич выделил десятую часть даней и оброков со своих владений. В «Уставе» князя говорится, что десятина на церковь Св. Богородицы дается по всем «городомъ, и по погостомъ, и по слободамъ, где крестиане суть»[45]. Исследователи датируют данный отрывок 995 г. Он свидетельствует о наличии христианских храмов, получавших десятину, и такими центрами являлись храмы во имя Св. Богородицы. В это время Полоцкая земля находилась если не под прямым правлением Владимира Святославича, то под его влиянием. Перейдя на княжение в Полоцк, Изяслав продолжал выполнять волю отца, что выразилось в строительстве храмов во имя Св. Богородицы в Полоцкой земле. Помимо храма в Друцке, известна и «старая» церковь Св. Богородицы в Полоцке[46].
Вместе с Изяславом в Полоцк был послан епископ для укрепления в вере и для организации церковной жизни и дальнейшего распространения христианства. История свидетельствует, что утверждение христианства в Полоцком княжестве проходило мирно и ненасильственно, в русле восточных традиций, восходящих к святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям славянским.
Именно эта дата — 992 год — и есть начало бытия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Белой Руси.
Как принятие Киевом новой веры из Византии не приковало его политически к этой империи, так и приход христианства из Киева в Полоцк не содействовал подчинению Полоцкого княжества Киевскому князю. Политически именно с принятием христианства начался важнейший этап государственного становления Белой Руси.
Основание Полоцкой епархии одновременно с государственным строительством утверждало в этом княжестве его самостоятельность и постепенно вводило его под именем Белой Руси в семью европейских народов.
В это же время начинается и каменное храмостроительство. Важной чертой городов, которые могут претендовать на роль самостоятельных центров уделов в XII в., является наличие храмов на детинцах и в окольном городе. Как уже отмечалось, вплоть до начала XII в. на территории Витебска, видимо, функционировало языческое святилище на Лысой (Успенкой) горе. Затем это место было какое-то время в запустении, о чем свидетельствуют нанос речного песка большой мощности, перекрывающий сгоревшие постройки на склоне горы[47].
В 1140-е гг. в Витебске возводится каменный храм Благовещения на берегу Западной Двины.[48] Он одновременно выполнял роль хранилища ценных товаров и весов, как это было принято в значительных городских центрах.
На укрепленной территории, примыкающей со стороны Западной Двины к Замковой горе, были выявлены различные находки, свидетельствующие о возможности существования еще одного храма, предположительно архангела Михаила. Среди них были поливные керамические плитки, как и в Друцке, а также смальта (как в Борисове) для мозаичного украшения храма. Начало возведения храма св. Михаила может быть отнесено уже к концу XI в., окончание его строительства приходится на первую четверть XII в. По мнению археолога Л. В. Колединского, храм был сооружен в технике смешанной кладки (плинфа и тесаные доломитовые плиты) с утопленным рядом плинфы. В интерьере храма использовались полихромные керамические плитки пола, золотая кантарель, западноевропейское оконное стекло[49]. Однако нельзя не согласиться с О.Н. Левко, что столь ограниченное количество выявленных материалов (несколько керамических плиток и кусочков смальты) не позволяет говорить о конструкции храма, а также не дает возможности точно определить время и место его возведения. Сама мысль о существовании храма св. Михаила на территории детинца Витебска не нова. Но, помимо кратких летописных данных, ее желательно подтвердить и археологическими данными, которых, как уже отмечали, очень ограниченное количество. Так, Л.В. Алексеев в своей монографии «Полоцкая земля» отмечает, что, по свидетельству витебского краеведа М.С. Рывкина, при рытье водопровода перед зданием пединститута в 1964 г. обнаружена кирпичная кладка из плинф и цемянки. «Возможно, это и есть остатки церкви св. Михаила»[50]. Заметим, что к началу археологических раскопок на территории Верхнего замка в 1976 г. уже не существовали ни замковая гора, ни здание пединститута, располагавшееся на её западном склоне. На их месте был вырыт котлован. Поэтому время и место, а, тем более, техника возведения храма остаются неизвестными. Собранные Л.В. Колединским во время раскопок на Верхнем замке разрозненные материалы (половая плитка, смальта и др.) лишь указывают на то, что в пределах его территории ещё в древнерусское время мог быть построен храм. Это вполне согласуется со временем возведения дерево-земляного оборонительного вала вокруг территории будущего Верхнего замка, т.е. комплексом строительных работ, связанных с образованием Витебского удела[51].
Кроме того, в «Историко-юридических материалах» неоднократно упоминается о существовании вплоть до XVI века в восточной части Нижнего замка Пятницкой Церкви, а некоторые топонимические данные позволяют говорить о существовании церкви св. бессребреников Косьмы и Дамиана (Кузьмодемьянский переулок)[52].
До начала XII века Витебск входил в состав Полоцкого княжества. После смерти в 1101 году полоцкого князя Всеслава Брячиславича Витебск становится столицей удельного княжества. Однако Витебск, как удел слабый, заключавшийся, приблизительно, в нынешних Витебском, Городокском и отчасти Велижском уездах[53], зависел от более сильных князей: то Киевских, то Полоцких, то Смоленских. Так, например, вначале XIII в. Витебск находится в зависимости от князей Смоленских, что видно из известного договора Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою. Договор этот, заключенный в 1229 году, имел для Витебска, Полоцка то же значение, что и для Смоленска: «Та же правда, говорится в этом договоре, буди Руси в Ризе и на Готьском березе, и Немчичю в Смоленьской волости и в Полотьской и в Витебьской»[54].