Все темы апологетики можно разделить на основные группы:
1.Классическая
2. Историческая
3. Естественно-научная
4. Духовного опыта
5. Предпосылочная.
Классическая — самая ранняя. Темы являются постоянными, т. е. по существованию бытия Божия.
Историческая – особо в 19 в. привлекала внимание. Критика была в плане историческом:
- -Христос не существует
- -Проповедь Христа-миф
- -Христос существует, но был описан не так и пр.
Апоненты: марксисты, материалисты, либералы и др.
Естественнно-научная – очень быстро начала развиваться в 19 в. Заинтересованность в работах Ч. Дарвина и созданными им теориями эволюции. До сих пор продолжается дискуссии (христианское учение о творении мира).
Апологетика духовного опыта – вызвана подходом, что можно вести дискуссии в сравнении духовного опыта между различными конфессиями (Православные и мусульмане, православные и католики). Там, где больший духовный опыт, соответствующий духу христианства, та и конфессия, где этот опыт приобретен — единственно правильный духовный опыт ( Митрофан Лодыженский «Мистическая трилогия» — сравнение с восточными религиями 19-20 в.в., Осипов А.И., Лосев А.Ф., П. Флоренский.
Предпосылочная – самая интересная из видов апологетика.
Можно взять любое утверждение и рассмотреть его, как отдельно взятое, а можно провести его по логической цепочке до логического конца к определенному рода выводам, утверждения которых могут не противоречить, либо абсурдны.
Например, по началу может утверждение казаться здравым, а конечный результат, т. е. то, к чему все это может привести- нарушит принцип христианской морали. Христианское учение об отношении людей друг к другу к чему оно может привести или нехристианское отношение-дарвинисты, марксисты, фрейдисты. Христинство приводит к благу общества, др. приводят к разрушению социума на индивидуальные интересы — уничтожение одной группы другой и пр.
Современные задачи апологетики:
Рождественский, например, посвящал свои апологетические знания дискуссиям, выдвинутым к. Марксом и Л. Толстым. Сейчас это не актуально и найти таких людей для полемики почти невозможно, т. е. дискуссия минувшая. Мало кто читал антихристианскую публицистику.
Есть современные пособия по апологетике, в которых есть темы хорошо проработанные, некоторые упоминаются, некоторые поверхностно рассмотрены.
Апологетика – это перспективная богословская наука, развивающаяся быстро и через 10 лет уже будут другие темы, необходимые для защиты в рамках христианской апологетики.
Особенно сейчас развивается естественно-научная апологетика. Наука пытается раскритиковать христианство, создать концепты, подрывающие вероучительные истины.
Например, есть так называемые ученые-приверженцы трансгуманизма, задачами которых является изменение человека при помощи научных технологий, в рамках которых стоят вопросы самоидентификации (человеческая личность, человеческая телесность). Есть темы, связанные с биоэтикой, константы которых заложены в Основах социальной концепции РПЦ, но с течением времени могут претерпевать некоторые изменения и т. д.
В приходах всегда есть люди, которые интересуются вышеуказанными вопросами и, чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо тратить интеллектуальные силы, оставаясь преданными тем идеям, которые были раннее высказаны апологетами в рамках дискуссий христиан с оппонентами.
Преподаватель Апологетики миссионерских курсов Витебской Духовной семинарии Петрова Н.А.