Интернет-миссионеров призвали оставаться в русле официальной позиции Церкви
Синодальный миссионерский отдел Русской православной церкви (РПЦ) запустил пилотный образовательный курс для священников – блогеров и миссионеров, рассказал «Ведомостям» председатель отдела, член Высшего церковного совета епископ Луховицкий Евфимий (Дмитрий Моисеев). «В планах отдела – сделать курсы для православных блогеров регулярными на базе одного из православных университетов или высших духовных учебных заведений», – сообщил он.
Первый набор из 10 человек прошел обучение с 29 января по 8 февраля, уточнила «Ведомостям» заведующая сектором образовательных программ Синодального миссионерского отдела Елена Фуфаева.
По словам епископа, обучение направлено в том числе на то, чтобы священники в своих блогах не теряли из виду главную цель своей деятельности в блогосфере – проповедь о Христе и тем самым смогли бы избежать излишнего погружения в нецерковную повестку. В целом же взгляды священника, которые он выражает в интернете, не должны противоречить официальной позиции РПЦ, считает Евфимий. «Он [блогер-миссионер] все-таки должен находиться в русле, скажем так, церковной позиции по тому или иному вопросу. Особенно если это вопросы, вызывающие большой резонанс в обществе», – сказал епископ.
Ключевой тезис, который был донесен до слушателей курса, – если блогер-миссионер хочет оставаться в каноническом поле, то он должен соотносить свои высказывания с позицией правящего архиерея (как с главным лицом, представляющим Церковь в соответствующем регионе) или как минимум поинтересоваться, что по этому поводу думает он или авторитетные священнослужители этой епархии, пояснил епископ. Сейчас, по его словам, в интернете распространено такое явление, как «нецерковные священники»: они выступают как священнослужители – в рясе, с крестом, но при этом нередко заявляют нецерковную позицию по целому ряду вопросов, очень часто не имея благословения своих правящих архиереев не только на соответствующие высказывания, но и на саму деятельность в блогосфере.
В случае Москвы, где правящим архиереем является патриарх и согласовывать те или иные позиции лично с ним очень затруднительно, через публичные выступления предстоятеля РПЦ понять его позицию несложно, считает епископ. Кроме этого в Церкви существуют структуры, которые отвечают практически за каждое направление церковно-общественного диалога.
В таких сообществах на профессиональном уровне обсуждаются темы, касающиеся в том числе вопросов взаимодействия Церкви и государства, войны или биоэтики, пояснил он.
Председатель Синодального миссионерского отдела также отметил, что в случае освещения дискуссионных вопросов, по которым в церковной среде наблюдаются разногласия, блогеры-миссионеры должны предоставлять своим зрителям или читателям аргументацию каждой из сторон. «Кто такой блогер? Это свободный журналист. А любой журналист должен донести адекватную информацию до своей аудитории. И если он видит, что по теме существует разброс мнений, значит, так и надо об этом сказать: вот есть люди, придерживающиеся разных взглядов по данному вопросу. Между ними идет острая дискуссия, полемика», – пояснил епископ.
Православных блогеров также учили техническим деталям: как настраивать свет для видео, записывать качественный звук, продвигать свои публикации в интернете, рассказала Фуфаева. Лекторами курсов были руководитель информационной службы московской городской епархии иерей Александр (Волков), ведущий телеканала «Спас» Андрей Афанасьев, исполнительный директор фонда «Фома-центр» Алексей Соколов, главный редактор портала «Приходы» Евгения Жуковская и др., перечислила она.
По мнению епископа, в случае заключения договора с партнерским вузом курсы православных блогеров могут быть запущены на регулярной основе уже в 2024 г. Сейчас этому не обучают в семинариях, православных университетах или академиях, отметил он. «Например, я подумал о кафедре теологии Московского государственного лингвистического университета [МГЛУ] <…> эти курсы можно было бы дополнить какими-то лекциями по культуре и, допустим, по риторике, элементарно по русскому языку», – сказал он. Духовные учебные заведения и православные университеты также могут проявить интерес к подобной образовательной программе, считает председатель Синодального миссионерского отдела. При этом епископ не исключает того, что вузы будут проводить курсы на коммерческой основе, для того чтобы оплатить труд преподавателей.
https://datawrapper.dwcdn.net/1cqBc/1
«Ведомости» направили запросы в МГЛУ, Российский православный университет и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Всплеск активности православных блогеров начался в пандемийный период конца 2021 – начала 2022 г., рассказал «Ведомостям» представитель Ассоциации блогеров и агентств (АБА). «Аудитория, которой интересны блогеры такого типа, в интернете была всегда. Но теперь для нее начали более активно производить контент», – пояснил он, отметив, что данный тренд будет продолжаться. Помимо этого православным блогерам стало легче найти свою аудиторию (см. инфографику), добавил представитель АБА. Православные телеканалы и блоги дали верующим возможность в период действия коронавирусных ограничений взаимодействовать с религией дистанционно. Это, по мнению епископа, в конечном счете отрицательно сказалось на уровне посещаемости богослужений: число прихожан в православных храмах пока еще не достигло допандемийного уровня.
В целом же обсуждать тему присутствия Церкви в новых медиа начали еще в 2016 г., напомнил руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Более семи лет назад патриарх Кирилл призывал духовенство следить за стилем и содержанием своих речей в социальных сетях на VII Международном фестивале «Вера и слово».
В августе 2018 г. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ разработал рекомендации для священников-видеоблогеров, документ опубликован на сайте отдела, сказал «Ведомостям» его представитель. В нем, в частности, авторы советуют использовать актуальную новостную повестку для проповеди на видеоканале, а также инициировать собственный христианский дискурс. Также батюшкам предлагается разговаривать с целевой аудиторией «на одном языке», избегая при этом ненормативной лексики. При использовании трендовых тем и мемов в блоге следует ориентироваться на нормы пастырской этики и эстетики. Современные подходы, как следует из документа, могут стать культурным мостом и привести людей из виртуального мира в реальную приходскую жизнь.
https://datawrapper.dwcdn.net/tyM5b/1
«Ведомости» направили запрос в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ о том, планируется ли обновлять рекомендации 2018 г.
Лункин предполагает, что блогерские курсы созданы в том числе для того, чтобы осветить и популяризировать деятельность Синодального миссионерского отдела РПЦ. При этом Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ уже имеет свою развитую сеть Telegram-каналов, добавляет ученый. В своих блогах сотрудники социального отдела Церкви освещают деятельность добровольческих организаций и сестринств в епархиях, социальные проекты для бездомных, кризисные центры для матерей с детьми и наркозависимых, а также благотворительную деятельность в новых регионах, перечисляет Лункин.
«Прекрасно, что попблогерство растет и число священников, которые через интернет несут слово Божье, тоже растет», – сказал «Ведомостям» председатель комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете Москвы, директор школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе РПЦ протоиерей Игорь Фомин. При этом, по его словам, Церковь должна позаботиться о мирянах, предоставив им инструмент распознавания тех батюшек-блогеров, которых она рекомендует. Самих же священников нужно проверять на их соответствие догматическому учению Церкви, говорит он: «Это и священникам будет полезно, и мирян обезопасит от догматических фантазий».
«Очевидно, что священник должен действовать по благословению правящего архиерея, находиться с ним в контакте», – сказал «Ведомостям» настоятель Георгиевского храма в Нахабине Московской области иерей Павел (Островский). При этом священник может вести разные блоги, отметил он: высказываться как на богословские темы, так и на житейские: например, про воспитание детей. «Здесь возникает вопрос, должен ли священник [высказываясь на темы, не связанные с богословием] тоже спрашивать мнение архиерея», – сказал Островский.