Протестанты отрицают само понятие святыни, считают почитание святынь грехом и идолопоклонством, а самих православных идолопоклонниками. В основе же православного почитания святынь лежит понимание того, что материя может как освящаться, так и оскверняться. Обратимся к Библии:
‘’В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою’’. (Быт. 1:1-2). Дух Божий согревал землю своим движением. Василий Великий сравнил это с тем, как курица высиживает яйцо, согревая его своим теплом. Так и Дух Святой обволакивал землю, сообщая земному веществу жизненную силу. Бог сотворил землю святой, гармоничной и восприимчивой к Божьей Благодати. И человек черпал от земли данную Богом Благодать, что говорит о способности материи быть ее проводником. Когда же человек согрешил, то духовно осквернил землю и навел на нее проклятие: ‘’Проклята земля за тебя’’(Быт.3:17) – сказал Господь Адаму. Земля значительно лишилась Божьей Благодати: “Терние и волчцы произрастит она тебе’’. (Быт. 3-18)
Появились болезни, смерть, катаклизмы, опасные животные и растения и т.д. Человек своими грехами продолжает осквернять Землю. Духовное состояние человека прямым образом влияет на окружающую его материю. Бог создал материю способной к восприятию. От святой жизни дух человека освящается и исполняется Благодати Божьей, от духа освящается душа, от души тело. Цитаты из Библии:
“Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело…» (1Фес. 5:23); “Тела ваши суть члены Христовы…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа” (1Кор.6:15.19).
От тела святого человека освящается его одежда, земля, по которой он ходил и другие материальные вещи, с которыми
он соприкасался. Примеры:
— женщина, много лет страдавшая тяжелой болезнью, исцелилась
от прикосновения к краю одежды Иисуса (Мф. 9:20);
— Елисей остановил реку посредством милоти (плаща) святого пророка Илии (4Цар. 2:14);
— больные и бесноватые исцелялись посредством того, что на них “возлагали платки и опаясания с тела Павла” (Деян. 9:12).
Этих мест в Библии протестанты не замечают и никак не связывают их с учением Церкви о святынях. Но эти места свидетельствуют о том, что материя способна воспринимать на себя Божью благодать и быть ее проводником. Когда Бог являлся людям, то места такого явления освящались и становились святыми:
— несгораемый куст – “сними обувь свою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх. 3:2-5);
— Иисусу Навину явился Архангел Михаил: cними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято” (Нав.5:13-15).
Все это говорит о том, что материя воспринимает на себя благодать Божью. Вот такая материя и называется святыней.
Цитаты о святынях из Ветхого Завета.
Вся Израильская земля – святыня. Сам Бог избрал ее для Себя и Своего народа: “Земля, о которой Господь Бог твой печется: очи Господа Бога твоего непрестанно на ней, от начала года и до конца года” (Втор. 11:12). Земельные уделы всех колен Израилевых были святыней Господней, а уделы священников – “святыней из святынь” (Иез. 48:12.14)
Скиния была святыней потому, что она была местом Богослужения и местом особого присутствия Божия. О ней сам Бог сказал: “…устроят они мне святилище” (Исх. 25:8) – т.е. материальное сооружение, которое не только само свято, но и предназначено освящать, т.е. передавать свою святость. Главная часть скинии – алтарь — «святая святых».
Иерусалимский храм был такой же святыней. Скиния и храм не только воспринимали на себя Божественную благодать и освящение, но и сообщали их людям и другим предметам: “Что больше – золото или храм, освящающий золото” (Мф. 23:17)
Скрижали завета были святынями потому, что на них были начертаны заповеди Божии.
Все храмовые и священнические принадлежности были святыми. Жертвенник материальный не только сам свят, но и освящает к нему прикасающееся. Вспомним как сказал Иисус Христос: “дар или жертвенник, освящающий дар” (Мф.23:19).
Жертвоприношения были святыней: “посторонний не должен есть сего (т.е. мясо овна), ибо это святыня’’ (Исх. 29:33-34); “Это (т.е. жертва повинности) великая святыня” (Лев. 7:1).
Ковчег Завета – особая и главная святыня Израиля, который находился в святейшем месте – во святая святых. В нем находились скрижали Завета, посох Аарона, сосуд с манной. Многие из этих святынь были изделием рук человеческих, но к ним относились не как к идолам, а с великим почтением.
Подробнее о ковчеге — филистимляне боялись прибытия ковчега на поле боя: “Бог тот пришел к ним в стан” (1Цар. 4:7).
В храме бога Дагона, когда перед идолом ставили ковчег, идол дважды разбивался. Куда привозили ковчег, жители заболевали страшными наростами и умирали, а также страдали от умножения мышей. Были наказаны за захват ковчега – оскорбили самого Бога. Признавалась самая тесная связь Бога с Его главной святыней.
Когда поднимался ковчег в путь Моисей говорил: “ Восстань Господи, и рассыплются враги твои…», а когда останавливался ковчег: «Возвратись Господи, к тысячам и тьмам Израилевым”. (Чис.10:35-36) Когда движется ковчег, то с ним движется Бог, а когда ковчег останавливался — Бог останавливался.
С подобным почтением относились евреи и к Храму, оказывая честь, вплоть до поклонения: «поклонюсь святому храму Твоему” Пс. 5:8. “Поклонюсь пред святым храмом Твоим…” Пс. 137:2 » Поклоняйтеся поджножию Его: свято оно”.
Во всех этих случаях поклонение совершается Богу посредством вещественной святыни. И совсем немного о святынях и протестантизме:
— кафедра, с которой протестантский пастырь произносит проповедь. Разве может кто-то, даже случайно, занять его место? Это место неприкосновенно. Оно отделено для проповеди Слова Божьего. В любой секте это будет воспринято как наглая дерзость.
— православные почитают Библию, т.е. Священное Писание, как великую святыню Церкви! А чем Священное Писание является для протестантов? Ваш главный тезис «Только Писание», поэтому никто из протестантов не поставит Библию в один ряд с обычной книгой — внутреннее почитание этого не позволит. Это особая, не такая как все остальные, отделенная от других, Богодухновенная Книга, принадлежащая Богу. И вы протестанты, и мы православные относимся к ней с особым трепетом и почитанием, как к Святыне!
И то, что протестанты называют почитание святынь идолопоклонством и не различают одно от другого – великое заблуждение, свидетельство духовной ограниченности. На вышеизложенные аргументы у них нет ответа или такой, что святыни были в Ветхом Завете, а теперь Новый. Но Новый Завет не отменял святыни (гора Синай и Голгофа, места, где бывал Христос величайшие святыни). Многие Ветхозаветные святыни упразднились, вместе с упразднением Ветхого Завета. Где ковчег – неизвестно, Иерусалимский храм разрушен. Протестанты не признают ни храма, ни храмовых святынь, не желая вообще признавать такое понятие, как вещественная святыня.
Преподаватель миссионерских курсов при Витебской духовной семинарии Потоцкая Е.К.