О вещественных святынях.  

           Протестанты отрицают само понятие святыни, считают почитание святынь грехом и идолопоклонством, а самих православных идолопоклонниками. В основе же православного почитания святынь лежит понимание того, что материя может как освящаться, так и оскверняться. Обратимся к Библии:

           ‘’В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою’’. (Быт. 1:1-2). Дух Божий согревал землю своим движением. Василий Великий сравнил это с тем, как курица высиживает яйцо, согревая его своим теплом. Так и Дух Святой обволакивал землю, сообщая земному веществу жизненную силу. Бог сотворил землю святой, гармоничной и восприимчивой к Божьей Благодати. И человек черпал от земли данную Богом Благодать, что говорит о способности материи быть ее проводником.  Когда же человек согрешил, то духовно осквернил землю и навел на нее проклятие:  ‘’Проклята земля за тебя’’(Быт.3:17) – сказал Господь Адаму. Земля значительно лишилась Божьей Благодати: “Терние и волчцы произрастит она тебе’’. (Быт. 3-18)

  Появились болезни, смерть, катаклизмы, опасные животные и растения и т.д.  Человек своими грехами продолжает осквернять Землю. Духовное состояние человека прямым образом влияет на окружающую его материю. Бог создал материю способной к восприятию. От святой жизни дух человека освящается и исполняется Благодати Божьей, от духа освящается душа, от души тело. Цитаты из Библии:

“Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело…» (1Фес. 5:23); “Тела ваши суть члены Христовы…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа” (1Кор.6:15.19).

            От тела святого человека освящается его одежда, земля, по которой он ходил и другие материальные вещи, с которыми
он соприкасался. Примеры:

— женщина, много лет страдавшая тяжелой болезнью, исцелилась
от прикосновения к краю одежды Иисуса (Мф. 9:20);

— Елисей остановил реку посредством милоти (плаща) святого пророка Илии (4Цар. 2:14);

—  больные и бесноватые исцелялись посредством того, что на них “возлагали платки и опаясания с тела Павла” (Деян. 9:12).

          Этих мест в Библии протестанты не замечают и никак не связывают их с учением Церкви о святынях. Но эти места свидетельствуют о том, что материя способна воспринимать на себя Божью благодать и быть ее проводником. Когда Бог являлся людям, то места такого явления освящались и становились святыми:

— несгораемый куст – “сними обувь свою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх. 3:2-5);

— Иисусу Навину явился Архангел Михаил: cними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято” (Нав.5:13-15). 

         Все это говорит о том, что материя воспринимает на себя благодать Божью. Вот такая материя и называется святыней.

Цитаты о святынях из Ветхого Завета.

            Вся Израильская земля – святыня. Сам Бог избрал ее для Себя и Своего народа: “Земля, о которой Господь Бог твой печется: очи Господа Бога твоего непрестанно на ней, от начала года и до конца года” (Втор. 11:12). Земельные уделы всех колен Израилевых были святыней Господней, а уделы священников – “святыней из святынь” (Иез. 48:12.14)

              Скиния была святыней потому, что она была местом Богослужения и местом особого присутствия Божия. О ней сам Бог сказал: “…устроят они мне святилище” (Исх. 25:8) – т.е. материальное сооружение, которое не только само свято, но и предназначено освящать, т.е. передавать свою святость. Главная часть скинии – алтарь — «святая святых».

              Иерусалимский храм был такой же святыней. Скиния и храм не только воспринимали на себя Божественную благодать и освящение, но и сообщали их людям и другим предметам: “Что больше – золото или храм, освящающий золото” (Мф. 23:17)

              Скрижали завета были святынями потому, что на них были начертаны заповеди Божии.

              Все храмовые и священнические принадлежности были святыми. Жертвенник материальный не только сам свят, но и освящает к нему прикасающееся. Вспомним как сказал Иисус Христос: “дар или жертвенник, освящающий дар” (Мф.23:19).

              Жертвоприношения были святыней: “посторонний не должен есть сего (т.е. мясо овна), ибо это святыня’’ (Исх. 29:33-34); “Это (т.е. жертва повинности) великая святыня” (Лев. 7:1).

            Ковчег Завета – особая и главная святыня Израиля, который находился в святейшем месте – во святая святых. В нем находились скрижали Завета, посох Аарона, сосуд с манной.  Многие из этих святынь были изделием рук человеческих, но к ним относились не как к идолам, а с великим почтением.  

             Подробнее о ковчеге — филистимляне боялись прибытия ковчега на поле боя: “Бог тот пришел к ним в стан” (1Цар. 4:7).
             В храме бога Дагона, когда перед идолом ставили ковчег, идол дважды разбивался. Куда привозили ковчег, жители заболевали страшными наростами и умирали, а также страдали от умножения мышей. Были наказаны за захват ковчега – оскорбили самого Бога. Признавалась самая тесная связь Бога с Его главной святыней.

             Когда поднимался ковчег в путь Моисей говорил: “ Восстань Господи, и рассыплются враги твои…», а когда останавливался ковчег: «Возвратись Господи, к тысячам и тьмам Израилевым”. (Чис.10:35-36) Когда движется ковчег, то с ним движется Бог, а когда ковчег останавливался — Бог останавливался.

             С подобным почтением относились евреи и к Храму, оказывая честь, вплоть до поклонения: «поклонюсь святому храму Твоему” Пс. 5:8.  “Поклонюсь пред святым храмом Твоим…” Пс. 137:2 » Поклоняйтеся поджножию Его: свято оно”.

              Во всех этих случаях поклонение совершается Богу посредством вещественной святыни. И совсем немного о святынях и протестантизме:

    — кафедра, с которой протестантский пастырь произносит проповедь. Разве может кто-то, даже случайно, занять его место? Это место неприкосновенно. Оно отделено для проповеди Слова Божьего. В любой секте это будет воспринято как наглая дерзость. 

         — православные почитают Библию, т.е. Священное Писание, как великую святыню Церкви!  А чем Священное Писание является для протестантов? Ваш главный тезис «Только Писание», поэтому никто из протестантов не поставит Библию в один ряд с обычной книгой — внутреннее почитание этого не позволит. Это особая, не такая как все остальные, отделенная от других, Богодухновенная Книга, принадлежащая Богу. И вы протестанты, и мы православные относимся к ней с особым трепетом и почитанием, как к Святыне!

                И то, что протестанты называют почитание святынь идолопоклонством и не   различают одно от другого – великое заблуждение, свидетельство духовной ограниченности. На вышеизложенные аргументы у них нет ответа или такой, что святыни были в Ветхом Завете, а теперь Новый. Но Новый Завет не отменял святыни (гора Синай и Голгофа, места, где бывал Христос величайшие святыни). Многие Ветхозаветные святыни упразднились, вместе с упразднением Ветхого Завета. Где ковчег – неизвестно, Иерусалимский храм разрушен. Протестанты не признают ни храма, ни храмовых святынь, не желая вообще признавать такое понятие, как вещественная святыня.

         Преподаватель миссионерских курсов при Витебской духовной семинарии Потоцкая Е.К.

Прокрутить наверх