О положении православной миссии сегодня можно сказать словами Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9: 37). Множество людей в России, в мире, на земле не слышали Слово Божие. Есть целые страны, не знакомые с христианством до сих пор.
Миссионерство — это, на самом деле, весьма значительная тема. Все очень по-разному понимают миссию, миссионерство. Для многих это понятие связано с протестантскими или католическими миссионерами периода завоевания и колонизации Западом новых земель. Такое миссионерство, фактически, было комплексной государственной программой, частью политической стратегии. В одном из словарей миссионерство определяют, как «одну из форм деятельности религиозных организаций, имеющую целью обращение неверующих или представителей иных религий».
Часто люди не могут отличить миссионерство от прозелитизма, стремления к повсеместному установлению своей религии, в том числе на территориях с глубокой многовековой религиозностью и собственной исторической духовной культурой.
Мы еще видим назойливых «христианских миссионеров», которые ходят по квартирам с литературой или собираются в клубах и кинотеатрах и вербуют адептов прозападных сект различного толка.
Чем же отличается Православное миссионерство? И в чем особенность нашей миссии в России на современном этапе? В этом мы попробуем разобраться ниже.
Некоторые силы, желающие определить для Православной Церкви своеобразный «тихий музейный самозамкнутый уголок» считают, что все православие ограничивается, максимум, приходской жизнью. Но в самом Символе Веры Церковь названа Апостольской. В этом указание не только на наше преемство от апостолов, но и на призвании заботиться о спасении всех людей, указание на миссионерство.
Христос заповедал своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). Эта Заповедь обращена не только к апостолам, но и к нам, сегодняшним; не только к специальным подготовленным миссионерам, но и к каждому из нас.
После Крещения Руси, не все в одночасье стали православными. В глубине ее, по окраинам и в ближайшем соседстве сохранялось еще много языческих культов. Да и границы постепенно менялись. В Литве, например, язычество просуществовало до 17 века. Так что, христианская миссия, коснувшаяся нашей земли еще в апостольские времена, активизировалась более тысячи лет назад и с тех пор не прекращалась.
В прежние времена миссионерство в России было, преимущественно, связано с христианизацией нерусских народностей, с преодолением язычества, борьбой с расколом или сектантством. Активнее и успешнее всего эту деятельность осуществляли монастыри и их святые подвижники. Светом своей жизни и своей проповеди они многих вывели из тьмы суеверий и привели ко Христу. В 14 веке Стефан Пермский просвещал зырян (коми). С того же периода ученики преподобного Сергия Радонежского основывают святые обители, просвещавшие людей, живших в Вологодских, Ярославских, Костромских пределах.
В 15-16 веках шла активная проповедь монастырей среди населения Поволжья, Центральной России и у западных ее рубежей. С 18 го столетия развивалась миссия в Сибири и на Кавказе. С 19-го — в Казани.
С конца 19-го века началось создание российских миссионерских обществ и православных Миссий в России и за ее пределами.
В 20-м веке активную православную миссию в зарубежных странах продолжила русская православная эмиграция.
Конечно, в советский период Русская Православная Церковь не могла в полную силу осуществлять миссионерскую деятельность внутри и вне страны. Но и другие Поместные Церкви не сделали многого. Сказывается здесь и недостаток средств и достойных проповедников, и недостаточное понимание Апостольского служения Церкви. Многие замыкаются в тех рамках, которые предлагают обстоятельства.
Из позитивных примеров можно упомянуть следующее. Благодаря нашей эмиграции Западная Европа стала знакомиться с православными иконами, песнопениями и книгами. С середины прошлого столетия стали не так уж и редки случаи, когда коренные жители Франции, Англии, Германии, Италии или Бельгии сознательно принимали православие. Появилось стремление многих протестантов познакомиться с теми апостольскими глубинами духовной жизни, которые до встречи с Православной Церковью им казались утраченными. Были случаи массового перехода в православие целых католических монастырей или инославных богословов. Есть страны, где именно русскими миссионерами было начато распространение православия (например, Монголия и Филиппины). Есть страны, где благодаря нашим миссионерам Православная вера утвердилась достаточно широко (например, Япония). Активно расширяется влияние Православной Церкви в США.
Но для нашей темы важнее всего поговорить о внутренней миссии — о христианском просвещении народов России, в том числе, русского народа.
Не понижая значения миссии среди народов, например, Сибири и Дальнего Востока, нужно понимать, что каждый город Центральной России, каждый общественный институт, каждый уголок вокруг нас — это место для Православной миссии.
Миссионерство, в этом смысле, — задача всей Церкви, а не только специальных синодальных отделов или, так называемых, миссионерских приходов. Каждый из нас своими словами, действиями, образом жизни, неравнодушием должен осуществлять православную миссию по слову преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В этом существенное отличие именно православного миссионерства. В таком смысле выдающимся православным миссионером можно считать Александра Васильевича Суворова, который словом, делом и, главное, личным достойным примером приводил не только к ратным победам, но и ко Христу своих солдат.
Деятельная любовь, самоотдача, нравственная оценка современных событий — это наш миссионерский долг. Своей христианской жизнью мы открываем путь и окружающим. Напротив — если наша жизнь не может быть названа достойной, мы вредим делу православного миссионерства.
Часто такой вред наносят своеобразные «ремесленники» от миссионерства. Многие их них уподобляются профессиональным агитаторам — марксистам, которые разъезжали в начале 20-го века по рабочим коллективам, а сами и не читали Маркса, и любой серьезный оппонент мог поставить их в неловкое положение.
Такие ремесленники, порой, не заботятся о собственной духовной жизни, не задумываясь участвуют в скандалах, устраивают распри среди собратьев, но зато с удовольствием выступают в ток-шоу или на больших собраниях.
Еще опаснее тенденции модернизма или псевдомиссионерства. Все чаще мы видим примеры ярких и, вроде бы, церковных ораторов, которые стремятся к безудержной модернизации самой Церкви и форм проповеди. Здесь смешиваются опасный либеральный модернизм и недопустимый для достоинства Церкви популизм. Приспосабливаясь к нехристианскому миру, мимикрируя под него, мы рискуем уподобиться ему в худших проявлениях. Приходя к поклоннику рок-музыки, мы в поисках общего языка не должны лгать ему, что рок-культура безобидна и не противоречит православной традиции. Просвещая гомосексуалиста мы, тем более, не должны поощрять его «свободный» выбор, ведущий к погибели. Ради молодежи, отвыкшей от нормального языка, нам не следует совершать богослужения на жаргоне или сленге. Но подобных случаев немало. Иной раз в проповеди таких «миссионеров» и на собраниях, которые они проводят, не остается места ни традиции, ни Священному Преданию, ни Церкви. «Архаизмы», к примеру, они с легкостью готовы «сдать в архив», а оккультный мистический опыт признать полезным и спасительным. Некоторые известные проповедники или миссионеры начали «благословлять» или поощрять те заблуждения современного общества, которые препятствуют этому обществу стать христианским. «Увлекаешься оккультной литературой — хорошо, не хочешь соблюдать посты — еще лучше, не нравится длинная служба — и правильно, не участвуешь в Таинствах — не в этом главное». Это, конечно, связано с целой программой по либеральному подрыву церковной жизни. Поэтому, критиковать сейчас отдельных представителей этой программы — не самая важная задача.
Для правильного понимания Православной миссии важно помнить, что мы вправе обсуждать все, что происходит в мире, но идти против истины ради привлечения паствы — неправильно, идти на поводу у пороков — неправильно. Некоторые христианские конфессии ради расширения круга своих последователей готовы благословлять извращенцев, плясать, кривляться, лезть из кожи, что называется. Это точно не наш путь. Христианство должно поднимать человека на высоту своего уровня, а не опускаться на дно общественных пороков. Слова Апостола «Для всех я был всем» не означают, что он и делал все, что делают все.
Наша миссия должна быть посвящена обретению Истины теми, к кому она обращена. Миссия успешна, если люди узнали Истинного Бога, если атеист уверовал, сектант перестал оставаться сектантом, оккультист или извращенец покаялся.
В современном состоянии России неодходимо осуществлять миссию среди всех слоев общества и, особенно, среди тех, от кого зависят судьбы многих людей. Надо преодолевать и предрассудки атеизма, и плесень сектантства, и туман псевдоцерковного либерализма. Миссия необходима среди руководства страны, среди чиновников, среди военных и особенно среди учителей и воспитателей всех уровней.
Конечно, необходимо просвещать молодежь. Важно научиться вдохновлять учащихся к познанию Истины, преодолеть апатию, пробуждать интерес. Не опускаясь до поддержки страстей и неправды, нужно, конечно, говорить понятным современному внешнему человеку языком, использовать приемлемые современные методы и формы, образовательные и информационные технологии. Но, в отличии от атеистических или сектантских миссионеров, мы должны осуществлять своё миссионерство ненавязчиво, не нарушая свободу человека. Выбор надежен тогда, когда он сознателен.
Конечно необходимо развивать издательскую, образовательную, просветительскую работу, расширять электронные и печатные СМИ, повышать их профессиональный уровень. Необходимо вовлекать молодежь в совместное доброделание, в дела помощи ближним, больным и нуждающимся, помощи храмам и т.д.
Важной стороной православной миссии остается контрмиссия — противодействие агрессивной антиправославной пропаганде многочисленных прозелитов, тоталитарных деструктивных сект. Выведение адептов из сектантской, наркотической и иных видов зависимости и последующая социальная и духовная реабилитация — тоже, во многом, — миссионерская задача. А противодействие внутренним расколам, в которые нас регулярно пытаются втянуть? Это ведь тоже наша миссия.
О формах и методах миссионерства можно говорить очень много. Об этом ясно и широко сказано в Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, и каждый может прочесть этот объемный документ. Еще существеннее то, что говорится в нем о цели миссионерства. Процитирую буквально: «Именно дарение Жизни, основанной на Божественной любви, и является миссией Христа и смыслом его Апостольства… Конечной и глобальной целью Миссии является осуществление изначального замысла Божия — теосис (обожение) всего творения».
Священнослужителям и ответственным воцерковленным мирянам необходимо поддержать непрерывные усилия и призывы Святейшего патриарха Кирилла по восстановлению активной позиции Церкви в общественной жизни страны. Эта позиция направлена не на изменение Церкви «под общество», а на христианское возрождение и изменение самого общества. Нам нельзя замыкаться только в кругу нашей паствы. Не влияя на окружающий мир, мы скоро окажемся в гетто, и мир совсем перестанет слышать Благую Весть.
Во все, что мы делаем и с чем сталкиваемся, нам необходимо вносить христианский подход и христианский смысл. Наше православное миссионерство — это закономерное следование нашему призванию. Мы сотворены Богом для соучастия в Его делах любви.
Игумен Иоанн Ермаков.