Как можно верить в истинность христианства, если на столько вопросов нет ответов?

У меня, как и у всякого христианина, есть много вопросов, на которые я не знаю ответа. Чем глубже я изучаю христианское мировоззрение, тем длиннее кажется их список. Хотя понять ключевые истины на основании Писания относительно просто. В христианстве есть еще много не столь существенных (и менее однозначных) моментов. Перед лицом непостижимости Божьей мы, как правило, испытываем благоговение и остаемся без адекватных объяснений.

Как можно верить в истинность христианства, если на столько вопросов нет ответов?

Господь Вседержитель (Пантократор). Икона

Что еще хуже, древние утверждения и исторические подробности, упомянутые в Новом Завете, подчас слишком удалены от нас во времени, чтобы мы могли проверить их справедливость и точность. В результате я зачастую остаюсь с вопросами на руках именно там, где бы я предпочел иметь полную ясность и подкрепленную фактами уверенность. Как же мы можем верить в истинность христианства, если столько вопросов остается без ответа?

После многих лет работы следователем по «глухим» делам, я научился спокойно относиться к вопросам без ответов. По сути, мне ни разу не доводилось расследовать или представлять суду присяжных дело, в котором не оставалось бы каких-нибудь загадок. И как бы мне ни хотелось, чтобы все было иначе, совершенных дел не бывает. В каждом деле есть вопросы без ответов. И когда мы отбираем присяжных для слушаний по уголовному делу, мы нередко спрашиваем, позволит ли им совесть принять решение в отсутствие полной информации.

Если кандидаты не могут представить, как можно принять решение, не устранив любые возможные сомнения (и не ответив на любой возможный вопрос), мы прилагаем все силы к тому, чтобы они не были отобраны в коллегию. Совершенных дел не бывает. Не бывает дел, в которых нет никаких вопросов, оставшихся без ответа. Каждому присяжному предлагают принять решение, даже если доказательная база будет неполна.

Следователи и прокуроры прилагают все силы к тому, чтобы ничего не упустить и представить присяжным достаточно фактов, чтобы те пришли к наиболее разумному заключению. Но если вы хотите исключить не любые РАЗУМНЫЕ сомнения, а любые ВОЗМОЖНЫЕ сомнения, вам не место среди присяжных. Закон не случайно требует, чтобы доказательства устраняли «разумные» сомнения. Ни в одном деле нет всей полноты улик; ни одна сторона в суде не может устранить любое возможное сомнение.

Христианам, как и присяжным, нужно привыкнуть к тому, что не на все вопросы есть ответы. Такие вопросы есть в любой религии. Еще будучи атеистом, я мучительно искал ответы на некоторые важные вопросы в рамках натуралистического мировоззрения: как появилась Вселенная? Почему Вселенная так точно настроена? Как во Вселенной появилась жизнь? Почему биология выглядит как результат разумного замысла? Каким образом из материального мира сформировалось наше нематериальное сознание? Как объяснить свободу воли и объективные нравственные истины?

Ответы, которые я, тогда еще сторонник философского натурализма, находил на эти вопросы, были, по существу, субъективным словоблудием. Мое мировоззрение было неполно на самом фундаментальном уровне. У меня было много вопросов, на которые я не знал ответа, однако, несмотря на эти загадки, я держался своих атеистических воззрений. Каждый из нас придерживается мировоззрения, располагая далеко не полной информацией. И у каждого из нас есть вопросы, на которые мы не знаем ответа.

Как теист и христианин я с гораздо большим спокойствием отношусь к своим вопросам, на которые у меня нет ответа, нежели когда я был атеистом. У меня меньше вопросов, и они носят менее фундаментальный характер. Они относятся, скорее, к несущественным моментам, нежели к ключевым, основополагающим истинам. Факты, которыми я располагаю, ведут меня в определенном направлении, и разрыв между тем, что у меня есть, и тем, что я хотел бы иметь, гораздо меньше, чем прежде. Всем нам приходится в какой-то момент перейти от рассмотрения фактов к решениям.

Иногда этот шаг через неразрешенные вопросы называют «шагом веры». Как христианину мне не приходится шагать вслепую и слишком широко. Да, вопросы у меня по-прежнему есть, но фактов, которыми я располагаю, больше, чем достаточно, чтобы принять разумное решение. Я пришел к выводу, что христианство — истина, даже если на какие-то вопросы у меня нет ответов.

Джеймс Уорнер Уоллас

Центр апологетических исследований

Прокрутить наверх