Как в монастыре на границе России и Белоруссии обрели нерукотворный образ Христа.
Нерукотворный образ Христа, обнаруженный 10 лет назад в Пустынском монастыре в Белоруссии, год от года становится четче. Специалисты по иконописи говорят о возможном обновлении древней храмовой росписи и о ее проступании сквозь более поздние слои, но монахи и паломники настаивают на чудесном происхождении образа.
Как обрели образ Христа в одном из самых древних монастырей Белоруссии, рассказывает «Русская планета».
Явление
Монахи вернулись в обитель, простоявшую в руинах десятки лет, в 2003 году, и своим трудом стали возвращать ее к жизни. Двухэтажный корпус, где некогда почивал игумен, а позже была оборудована школа, служил новым строителям комнатой отдыха — сюда приходили спать после дневных трудов.
Монастырская легенда гласит: в один из дней иноки проснулись и увидели на стене проявившийся лик Христа, похожий на тот, что запечатлен на Туринской плащанице. С вечера стена была чиста, образ явился за одну ночь. Возрадовавшись, монахи решили, что таким знаком Господь благословляет их труды по восстановлению монастыря. «Чудо!» — сказали они. «Воистину чудо!» — подтвердил прибывший на место архиерей.
Небольшой образ (по вертикали его длина составляет около 20 см, по горизонтали около 12 см) становится четче год от года, свидетельствуют монахи и паломники. «Я была в монастыре в 2010 году, а затем приехала еще раз в 2013-м, за это время лик Спасителя значительно изменился: он стал более насыщен краской, а в глазах Христа появился даже невиданный раннее голубоватый оттенок», — пишет блогер Елена Коровина из Смоленска.
Кроме того, под образом ясно проступило изображение креста, а вся композиция оказалась очерчена рамкой-ободом. Старожилы из окрестных деревень, еще помнящие, что в этом здании размещалась школа, рассказывают: лик Спасителя проявился на том месте, где когда-то в одном из классов висела ученическая доска.
Обитель
Пустынский Свято-Успенский монастырь расположен в 12 км от белорусского города Мстиславля, недалеко от границы с Россией. По преданию, обитель выстроил в 1380 году князь Лугвений Симеон, сын великого князя литовского Ольгерда, будущий князь мстиславский.
Князя воспитали в православных традициях (Ольгерд, его отец, принял православие в зрелом возрасте, а перед своей смертью просил патриарха Константинополя создать особую митрополию на литовских землях). Предание говорит: в 1380 году Лугвения Симеона внезапно поразила слепота. С молитвой он омыл лицо в источнике близ реки Ослянки, и зрение вернулось. Благодарный князь решил поставить на этом месте монастырь. Тогда же, продолжает легенда, на ветвях одного из деревьев засияла чудная икона Божией Матери как знак того, что решение князя было правильным и монастырю стоять долгие века.
За семь веков существования обитель пережила многое. В 1601 году, после долгих войн между Москвой и Речью Посполитой монастырь перешел в руки униатов — последователей Брестской унии 1596 года. Тогда часть православных согласилась признать догматы католической церкви и перейти в подчинение Папы Римского, но с сохранением православных богослужебных обрядов.
В 1839 году обитель, пришедшую к тому времени в крайнее запустение, вновь вернули православным. На восстановление потребовались десятилетия: архитектурный комплекс сформировался окончательно лишь к концу XIX столетия.
Советская власть вновь принесла разруху: в 1918 году монастырь закрыли, а чудотворная икона, явленная еще князю Симеону, исчезла. Во время Великой Отечественной войны обитель оккупировали немцы — комплекс чудом не пострадал от бомбежек. Позже из монастыря сделали детский дом, затем школу, и, наконец, к началу XXI века обитель оставили разрушаться.
В «нулевых» в монастыре появились первые насельники, занявшиеся восстановлением его из руин. Тогда-то на одной из стен новым знаком и явился образ Христа.
Версии
Некоторые исследователи полагают, что образ Спасителя на стене в Пустынской обители — это остатки храмовой росписи, проявившиеся из-под более поздних слоев.
«Такое действительно случается. Когда начинают обживать старый храм после долгого запустения, в нем меняются температура, свет — все это нередко приводит к тому, что настенная живопись обновляется, начинает проступать сквозь другие слои, штукатурку», — поясняет РП Ирина Языкова, искусствовед, ученый, специалист по истории иконописи.
В православии нет четких критериев нерукотворности происхождения тех или иных святынь, говорит эксперт: «Известно много случаев, когда приход, появление какой-либо иконы осмыслялось людьми как нерукотворное. Это сфера предания, и вопрос, как относиться к этому явлению, каждый человек решает для себя сам — это вопрос исключительно личной веры».
В свою очередь епископ Могилевский и Мстиславский Софроний, в середине «нулевых» участвовавший в восстановлении обители, назвал произошедшее чудом, подобным чуду нисхождения Благодатного огня на Пасху. «Господь дает нам это явление, чтобы укрепить нашу веру», — сказал владыка.
В христианском мире существует целый ряд изображений, которые почитаются как нерукотворные, то есть не созданные рукой человека. Пожалуй, самым известным из них является Туринская плащаница — 4-метровое льняное полотно. В него, по преданию, завернули тело Иисуса после крестных страданий. На полотне проявились отпечатки лика и тела Сына Божьего.
Похожую историю имеет традиция написания икон типа Спас Нерукотворный: по преданию, она берет начало от самого Иисуса Христа, который отер свое лицо платом, — образ, оставшийся на ткани, предание называет первой иконой Спасителя.
https://rusplt.ru/society/gospod-daet-znak-chtobyi-ukrepit-nashu-veru-18349.html