Религии древнего Ирана (древнеперсидские религии) представляют собой достаточно сложный конгломерат религиозных верований (маздаизм, зерванизм, зороастризм, митраизм), тесно связанных друг с другом. Они восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов и имеют множество общих черт с арийскими религиозными верованиями Индии.
Зарождение древнейшей из иранских религий – маздаизма – происходит в XI–IX вв. до н.э., в эпоху разделения индоиранской общности на иранские и индийские племена ариев.
Это разделение, по всей видимости, было связано с определенными коллизиями, нашедшими своё выражение в религиозных представлениях этих народов. Свидетельством этого является наличие в пантеоне и той, и другой народности двух противоборствующих божественных сил (у иранцев это ахура и дэвы, у индийцев – дева и асуры). Кроме этого, божества, возглавляющие пантеон одного народа, являются отрицательными божествами у другого, и наоборот.
Пантеон маздаизма возглавлял Ахура Мазда («Господь мудрости»), глава ахуров, наиболее важными из которых являлись Митра – божество договора и согласия, Апам – Напотом («Потомок вод») – божество водной стихии и т.д. Антагонистами ахуров являлись дэвы, к числу которых относились как собственно арийские божества, так и божества покорённых иранцами автохтонных народностей. Возглавлял пантеон дэвов Индра – бог насилия.
Маздаизм основывался на дуальном пантеизме, противоборстве двух космических начал: Аша («Правда») – всеобщий закон мироздания, олицетворение божественного порядка и мироустройства и Друдж («Ложь») – хаос и беспорядок.
Сложно сказать что–то определенное о специфике культовой деятельности маздаизма, но ясно, что он был связан с почитанием огня и жертвоприношениями животных.
Наиболее интересной из иранских религий является зороастризм – самая древняя из религий откровения. Для своего времени его смело можно назвать реформаторской и новаторской религией. В нем был разработан комплекс дуалистических систем (космологический, этический и религиозный дуализм), воскрешение мёртвых, идея мессианства, «оптимистическая эсхатология», доктрина всеобщего спасения и т.д.
https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/religiovedenie/4_1