В Судане археологи обнаружили загадочный комплекс помещений, покрытых росписями, уникальными для христианского искусства.

Открытие было сделано в средневековом монастыре Старая Донгола

ХАРТУМ. Археологи из Польского центра средиземноморской археологии при Варшавском университете (PCMA UW) обнаружили загадочный комплекс комнат из высушенного на солнце кирпича, интерьеры которых были покрыты фигурными сценами, уникальными для христианского искусства.

В Судане археологи обнаружили загадочный комплекс помещений, покрытых росписями, уникальными для христианского искусства.

Открытие было сделано в средневековом монастыре Старая Донгола на берегу Нила, более чем в 500 км к северу от Хартума (Судан), сообщает издание АrkeoNews.

Старая Донгола (Тунгул на древненубийском языке) была столицей Мукурии, одного из самых загадочных средневековых африканских государств. Его народ обратился в Христианство к концу шестого века, но Египет был завоеван исламскими войсками уже в седьмом веке. Арабская армия вторглась в Тунгул в 651 году, но была отбита. Был подписан Бактский договор, установивший относительный мир между двумя сторонами, который продлился до 13 века.

Открытие было сделано во время исследования домов периода Фундж (16–19 века н.э.). В пределах основного монастырского комплекса польская археологическая миссия обнаружила хорошо сохранившуюся церковь с яркими фресками и надписями на греческом и древне-нубийском языках.

Удивительно, но под полом одного из домов был найден проход, ведущий в небольшую комнату, стены которой были украшены уникальными изображениями. Картины внутри изображали Богородицу, Христа, и сцену с нубийским царем, Христом и Архангелом Михаилом. Однако это не было типичным изображением нубийского правителя, находящегося под защитой святых или архангелов. Царь на изображении кланяется и целует руку Христа, восседающего на облаках. Правителю помогает Архангел Михаил, чьи расправленные крылья защищают и царя, и Христа. Такая сцена не находит параллелей в нубийской живописи.

Динамизм и интимность изображения контрастируют с иератичностью фигур, изображенных на боковых стенах. Точно так же фигура Девы Марии на северной стене камеры не вписывается в стандартный репертуар изображений Божией Матери в нубийском искусстве. Богородица одета в темные одежды и принимает величественную позу. В руках у Нее крест и книга. На противоположной стене изображен Христос. Его правая рука изображена в благословляющем жесте, а левая рука держит книгу, которая сохранилась лишь частично.

Доктор Агата Дептуа из PCMA UW в настоящее время изучает надписи, сопровождающие картины. Предварительное прочтение греческих надписей показало, что это были тексты Литургии Преждеосвященных Даров. Основная сцена сопровождается чрезвычайно сложной для расшифровки древне-нубийской надписью. Из предварительного прочтения доктором Винсентом ван Гервеном Оэй исследователи узнали, что в нем содержится несколько упоминаний о царе по имени Давид, а также молитва к Богу о защите города.

Город, упомянутый в надписи, скорее всего, Донгола, а царская фигура, изображенная на сцене, скорее всего, царь Давид. Давид был одним из последних правителей христианской Мукурии, и его правление ознаменовало начало упадка царства. По неизвестным причинам царь Давид напал на Египет, который в ответ вторгся в Нубию, в результате чего Донгола была разграблена впервые в своей истории.

Исследователи предполагают, что картина могла быть сделана во время приближения армии мамлюков или когда город находился в осаде.

Однако больше всего исследователей ставит в тупик комплекс комнат, в которых были обнаружены картины. Пространства, сложенные из высушенного кирпича и покрытые сводами и куполами, довольно малы. Хотя расписная комната с изображением царя Давида возвышается на семь метров над средневековым уровнем земли, она выглядит как склеп. Строение находится рядом со священным сооружением, известным как Великая церковь Иисуса, которая, вероятно, была собором Донголы и самой значительной церковью в царстве Мукур. Согласно арабским источникам, Великая Церковь Иисуса спровоцировала нападение царя Давида на Египет и захват портов Айдхаб и Асуан.

На эти и другие вопросы о загадочном сооружении могут ответить дальнейшие раскопки. Тем не менее, главной целью этого сезона было сохранение уникальных настенных росписей. После открытия реставраторы приступили к работе под руководством Магдалены Скарыской.

Польский центр средиземноморской археологии, Варшавский университет и Департамент консервации и реставрации произведений искусства Академии изящных искусств в Варшаве сотрудничали в работе группы по консервации.

Источник: Седмица.RU

Прокрутить наверх