Общецерковная аспирантура первой из духовных школ России разработала и утвердила Принципы использования искусственного интеллекта в образовательной и научной деятельности/

Общецерковная аспирантура первой из духовных школ России разработала и утвердила Принципы использования искусственного интеллекта в образовательной и научной деятельности/

Фото: ОЦАД в VK

Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стала первой среди высших духовных учебных заведений России, кто утвердил Принципы возможного использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной и научной деятельности. Принятый документ формирует этические и практические рамки для применения ИИ при создании научных и учебных работ. Он открывает новые возможности для внедрения современных технологий, при этом охраняя важнейшие академические ценности. Документ был утвержден Ученым советом 30 сентября 2024 года.
ИИ как новый инструмент для духовного образования
В документе подчеркивается открытость ОЦАД к использованию обучающимися и преподавателями технологий ИИ при проведении научных исследований и выполнении письменных работ. Современные технологии рассматриваются в качестве «обогащающего инструмента», который способен помогать развитию качества образования, освоению и структурированию больших объемов информации. Ранее Общецерковная аспирантура и докторантура и Высшая школа экономики провели серию обучающих мероприятий для администрации духовных школ страны, чтобы определить наиболее перспективные направления возможного использования ИИ в духовном образовании.
Академическая честность и прозрачность — основа принципов
Наряду с декларированием открытости к использованию технологий ИИ, принципы устанавливают, что выбор конкретных инструментов, способов и границ их применения не должен вступать в противоречие с академической этикой. В основе этих требований лежит принцип прозрачности, согласно которому обучающиеся и преподаватели обязаны указывать степень и объем использования ИИ при написании своих работ. Это должно дать читателю возможность объективно оценить авторский вклад в соответствующую работу.
Особое внимание уделено соблюдению принципа прозрачности при подготовке выпускных квалификационных работ и диссертаций. В случае применения технологий ИИ при их написании студенты и аспиранты должны будут указывать, какие именно инструменты использовались и как обращение к ним повлияло на содержание работы.
Ограничения на использование ИИ: защита авторского вклада
Принимая во внимание специфику образовательных программ ОЦАД, документ устанавливает два недопустимых способа использования технологий ИИ при написании письменных работ: генерация текста работы или ее фрагментов, а также включение в текст работы переводов источников на иностранных языках, выполненных автоматическим способом, без их критической обработки. Другие способы использования технологий ИИ допустимы при том условии, что они помогают работе, не вступая при этом в противоречие с академической этикой и не ставя под сомнение авторский вклад в работу.
«И о теме искусственного интеллекта можно сказать словами преподобного Максима Исповедника: «Нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению». Искусственный интеллект – это инструмент. Им можно вбить гвоздь, а можно разбить голову. Наша с вами общая задача – сделать так, чтобы он использовался на благо системы высшего духовного образования»,
– отметил ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов.
Ознакомиться с Принципами возможного использования технологий искусственного интеллекта в образовательной и научной деятельности

Источник: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Прокрутить наверх