От безгрешной жизни верующий человек исполняется Духом Святым, который освящает его дух, душу и тело. При наступлении смерти тело, разлучившись с душой, не теряет своей освещенности. Это можно сравнить и со святым местом, которое остается святым после того, как Бог его покинул. Гора Синай была святым местом не только во время присутствия на ней Бога, но остается святыней и теперь, равно как и Голгофа, и другие благодатные места. Вот так и тело святого человека, которое было погружено в воды Крещения, подчинялось духу, борясь со страстями и похотьми. С верою и мужеством, пройдя все жизненные испытания, ставшее храмом Духа Святого, причастником Тела и Крови Христа, после разлучения с душой, не превращается в пустой, ненужный прах, а является святыней, ждущей часа своего воскресения и прославления: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:21). И останки (мощи) некоторых святых остались в Церкви до сего дня. К ним верующие благоговейно прикладываются и часто получают помощь и исцеления, чему в Церкви бесчисленное множество свидетельств.
Мощи – это часть тела святого человека, которая была в тесном соприкосновении с душой святого, а платки и опоясания имели непосредственное соприкосновение только с телом, т.е. осветились от святой души посредством тела. От мощей Святого пророка Елисея произошло не просто исцеление, а воскрешение мертвого. А это большее чудо, чем исцеление. В Церкви множество свидетельств о том, что первые христиане свято хранили и всячески чтили останки мучеников, часто получая при этом исцеления.
Древние евреи благоговейно относились к останкам своих предков – патриархов, пророков и царей. Делали о них особые завещания. Так, Иаков перед смертью заповедал вывести свое тело из Египта и похоронить его вместе с отцами его – Авраамом и Исааком. (Быт. 49:29-33). Иосиф исполнил просьбу своего отца. Он забальзамировал тело, и после 70 дней плача с почестями перевез и похоронил его. О смерти самого Иосифа: «Иосиф заклял сынов Израилевых, сказав: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50:24-26). Когда спустя 400 лет, евреи вышли из Египта, то исполнили его наказ: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда» (Исх.13:19). И Апостол Павел оценивает завещание Иосифа как великое дело Веры: «Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих» (Евр .11:22). И во время 40-летнего странствования по пустыне евреи носили тело Иосифа с собой. Когда была завоевана обетованная земля при Иисусе Навине они с почестями похоронили его. «И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова» (Нав. 24:32). Таким образом, 400 лет в Египте, 40 лет в пустыне и в последующее время евреи благоговейно сохраняли и почитали тело Иосифа. В книге Сираха мы находим тому прямое свидетельство: «и не родился такой муж как Иосиф, глава братьев, опора народа, — и кости его были почтены» (Сир. 49:17).
Страшным наказанием для евреев было попрание их останков после смерти: « В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым покланялись; не уберут их и не похоронят они будут навозом на земле». (Иез.6:5). И когда эти слова исполнились, то такое бесчестие к останкам предков воспринималось евреями как великий позор и бесчестие.
В Православии помнят дни кончины святых, места их погребения, знают где находятся их мощи. Это говорит о том, что православные, а не протестанты близки к библейскому мировоззрению и традиции.
Ветхий Завет пророчествует о славе мощей праведников: «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается». (Ис. 66:14)
Праведным судьям, «которых сердце не заблуждалось» и «которые не отвращались от Господа», Сирах говорит: «Да процветут кости их от места своего» (Сир. 46:13-14). И святым пророкам: «И двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! — утешали Иакова и спасали их верною надеждою» (Сир.46:13-14).
Почитание мощей святых было очень распространенным явлением в древней Церкви. Как только появились первые мученики, началось и почитание их мощей. Святые Отцы оставили множество поучений о должном почитании честных останков. Понять отношение Церкви к мощам можно только в связи с ее учением о почитании святых.
преподаватель предмета «Практическое сектоведение» миссионерских курсов при Витебской Духовной семинарии Потоцкая Е.К.