Дополнительный материал по теме «Чины присоединения к Православной Церкви».

Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?

Определения по данному вопросу несколько раз менялись в церковной истории. В настоящее время Русская Православная Церковь руководствуется следующими актуальными решениями.

Категорический запрет на повторное крещение римо-католиков основан на решении Большого Московского собора 1666–1667 гг. Согласно данному определению, совершающие повторное Крещение над таковыми, нарушают 47-е правило святых апостолов.

Принимать миропомазанных римо-католиков в Православие через Покаяние было решено Святейшим Синодом в 1757 году. Эта практика закреплена в изданной по благословению Святейшего Синода «Книге чинов присоединения к Православию» и применяется как к римо-католикам, так и к обращенным армянам-нехалкидонитам (из Армянской Апостольской Церкви).

Священнослужители римо-католического исповедания, желающие стать православными христианами, принимаются в сущем сане. «Устав Духовных Консисторий», действовавший в синодальный период, гласил: «Если духовное лицо римского исповедания желает и по присоединении к Православной Церкви оставаться в духовном звании: то епархиальный архиерей о признании его и о назначении ему должности и места служения представляет Святейшему Синоду с своим мнением и с документами о звании и церковной степени присоединяемого. Если же он не желает остаться в духовном звании, в сем случае он присоединяется к церкви по чину мирян» (ст. 30, примеч.). В 1867 году свт. Филарет Московский составил чин присоединения римо-католических священников в сущем сане.

В 1718 г. Русская Церковь отменила и существовавший в ней с 1620 года обычай перекрещивания лютеран, руководствуясь древней практикой Восточной и самой Русской Церкви (до 1620 г.), в соответствии с которой лютеране присоединялись к Православию без Крещения – через Миропомазание. В Книге чинов присоединения к Православию» содержатся чины присоединения к Православию через Миропомазание лютеран и реформатов.

В 2017 году Священный Синод Русской Церкви принял новую редакцию «Чина, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих», где присоединяемый к Церкви должен отречься «от всех ересей и отступств», дать обещание быть послушным священноначалию, получить от епископа (священника) разрешение «от союза клятвенного и всякого отлучения», быть миропомазанным и допущенным к участию в Евхаристии. В случае присоединения к Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве (согласно определению Священного Синода от 30 мая 2014 года).

Относительно способа принятия в Церковь бывших неопротестантов (баптистов, харизматов, пятидесятников и т. п.) до сих пор не существует единой практики. Среди актуальных вопросов церковной жизни, согласно докладу митрополита Филарета (Вахромеева), представленному на Архиерейском соборе 2000 года, содержится предложение «унифицировать чины приема в Православие из различных христианских деноминаций, а также определить формы присоединения к Церкви людей крещенных, а затем состоявших в оккультных, неоязыческих или сатанинских сектах и желающих вновь возвратится в Православие». В епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение.

Цитаты о присоединении к Православной Церкви

«Есть между священством такие невежды, которые и римлян, также лютеран и кальвинистов, приходящих к греко-восточной Церкви, хотят перекрещивать: а раскольники и своих от Церкви отпадающих и к заблуждению их приходящих, не стыдятся перекрещивать. Но второго Вселенского Собора седьмое правило, первых невежество, а последних слепоту, обличает достаточно: ибо упомянутый святой собор в названном правиле, не только таковых, каковы римляне, лютеране и кальвинисты, (которые все совершенно исповедуют Троицу Пресвятую, и принимают дело спасения нашего, вочеловечением Сына Божия устроенное): но и самих ариан, и македониан, духоборцев, с другими, в том же правиле обозначенными еретиками, не повелевает крестить, но только при отрицании и проклятии своей и других ересей, определяет миром святым помазывать».
О должностях пресвитеров приходских (книга одобрена Святейшим Синодом в 1776 г.)


Примечания:

1Крещеных раскольниками должно принимать — (1-е правило Василия Великого).
2Еретического крещения не должно принимать (46-е Апостольское правило и 47-е правило Василия Великого).

Литература по теме

Различные аспекты присоединения:

История присоединения:

Богослужебные чины присоединения:

Близкие понятия

https://azbyka.ru/prisoedinenie-k-pravoslavnoj-cerkvi

Прокрутить наверх