Жировицкая икона Божией Матери
Чудотворная Жирoвицкая икона Божией Матери — самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Ее размер — 5,6 на 4,4 см. Это овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Богомладенцем на руках. В иконографии такие изображения относятся к типу «Умиление». Хотя изображение как бы схематичное, детали не прорисованы, но от первого же взгляда на икону Божьей Матери остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины.
Жирoвицкая икона Божией Матери Жирoвицкая икона Божьей Матери Как и многие иконы Украины и Белоруссии, икона оказалась в униатском пленении, но именно в Жировицком монастыре, возле чудотворного образа, произошло историческое чудо — воссоединение с Православной Церковью
Именно в Жировицкий монастырь митрополит Иосиф пригласил духовенство для подписания акта о воссоединении, и обитель стала духовным центром Белорусского края. Во время Первой мировой войны святыни монастыря были перевезены в Москву, хранились в Покровском соборе на Красной площади, а после революции, когда собор закрыли, Жировицкую икону тайно перевезли и спрятали в подмосковной Екатерининской пустыни. В родной монастырь икона вернулась только в 1921 году — к этому времени Западная Белоруссия отошла к Польше, Жировицкий монастырь оказался за границей, и святитель Тихон, патриарх Московский, благословил настоятеля обители, архимандрита Тихона, вывезти святыню из Москвы. Отец Тихон перевез икону, спрятав ее в баночке с вареньем. В эти годы Жировицкий монастырь и Почаевская лавра становятся крупнейшими православными обителями на территории Польши. Для укрепления веры, для помощи, для поддержки православных Жировицкая икона Божией Матери возится по православным приходам. Сохранились свидетельства о множестве чудес, явленных тогда Божией Матерью. История XX века вновь показала, что монастырь находится под благодатным покровом Пречистой. Во время войны немцы при отступлении решили взорвать монастырское здание, примыкавшее к собору. Взрыв должен был произвести последний из покидавших Жировицы офицеров. Но когда немецкие солдаты удалились из села, офицер пришел к настоятелю, сообщил о полученном задании и сказал, что ему жалко этого места и он приказ не выполнит. Обитель сохранилась и в годы хрущевских гонений, когда в Беларуси все монастыри, кроме Жировицкого, были закрыты. Жировицкий монастырь, уже свыше пятисот лет хранящий эту святыню (икона была найдена 20 мая 1470 года в лесу пастухами), имеет для Беларуси такое же значение, как Троице-Сергиева лавра для России и Киево-Печерская лавра для Украины.
Минская икона Пресвятой Богородицы
Минская икона Пресвятой Богородицы, чудесно приплывшая по реке к Минску 13 августа 1500 года, более ста лет находилась в минском Нижнем Замке, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и почиталась как величайшая святыня православной Белой Руси. Почитание иконы Божией Матери не прекратилось и в годы униатского пленения — около 1616 года святыня была отнята у православных и помещена в базилианский храм. В конце XVIII столетия, когда Минск вошел в состав Российской империи, базилианский Свято-Духов храм вместе с древнейшим образом Божией Матери был передан православным и стал кафедральным собором, который освятили во имя святых апостолов Петра и Павла.
Минская икона Пресвятой Богородицы Минская икона Богородицы Известный церковный историк и археолог, профессор Киевской духовной академии Н. И. Петров писал о Минской иконе Божией Матери: «Несомненно, что это — одна из древнейших и наилучше сохранившихся икон во всем Северо-Западном крае»
Весной 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, с Минской иконы Божией Матери была снята драгоценная риза, а в 1936 году был взорван и сам Петропавловский собор. Минская икона Божией Матери была помещена в краеведческий музей, в запасниках которого она и находилась до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году, в годы оккупации, одна православная женщина выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ, и после реставрации икону передали в церковь на Немиге. В 1945 году Минская икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, в котором пребывает и сейчас.
Владимирская икона Божией Матери
Икона Божьей Матери Владимирская, прославившаяся чудом мироточения 7 октября 1877 года, — святыня Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря. Незадолго до Первой мировой войны монастырь был переведен в местечко Красносток, в 28 верстах от Гродно, и стал называться Красностокским. Когда началась война, монастырь был эвакуирован в Москву, и святыни обители, чудотворные иконы Красностокскую и Владимирскую мироточивую, сестры увезли с собой. После революции сестры вернулись в Гродно с мироточивой Владимирской иконой Пресвятой Богородицы (Красностокская икона осталась в России и сейчас пребывает в церкви святителя Николая в подмосковном селе Ермолино).
Владимирская икона Божией Матери Но западные земли Белоруссии, где располагался монастырь, отошли к Польше, и сестрам пришлось обустраиваться не в Красностоке, а снова в Гродно. Постепенно была восстановлена церковь, выстроены кельи. Когда в 1960-е годы обитель была закрыта, сестры перешли в Жировицкий монастырь и перенесли в него икону. Здесь святыня находилась тридцать лет. В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, и 20 сентября икона вернулась в свой дом.
Источник: https://ikona2.info/ikony-bogorodicy-belorussiya.php
Коложская икона Богородицы.
В самом городе Гродно, в очень старинном храме Бориса и Глеба на берегу Немана, находится чудотворная Коложская икона Богородицы.
Название икона получила по Коложскому Борисоглебскому мужскому монастырю в городе Гродно (Белоруссия). По одной из версий, чудотворная икона в XVII веке была пожертвована монастырю умирающим нищим, который до самой смерти носил её на своём теле под ветошью. Небольшая медная пластина с изображением Богородицы и младенца Иисуса, вправленная в кипарис, оказалась копией иконы «Одигитрия».
Известно, что в 1914 году перед Коложской иконой Богородицы молились будущие царственные мученики: Николай II со своей семьёй. И тогда же, в 1914–м, когда Гродно угрожало нашествие немецких войск, священники обошли городские форты, благословляя их чудотворным образом. Гродненцы были тогда уверены, что именно Коложская икона повернула завоевателей на север от города.
В 1915 году перед очередной угрозой немецкого нашествия началась эвакуация ценностей. На восток, в Россию, были вывезены многие белорусские святыни. В их числе оказались и два ценнейших для белорусского народа образа: Жировицкий и Коложский. Но если Жировицкую икону в 20–х годах удалось найти и тайком вернуть, то судьба Коложской иконы неизвестна до сих пор.
До наших дней дошло точное описание утерянной иконы: «Она писана на медной доске, вышиною 5, шириною 4 вершка (17 см на 22 см), риза на ней сребропозлащенная 84 пробы, венцы украшены 14 гранатами, на венцах искусно тонким резцом вырезаны ветхозаветныя прообразовательныя изображения, относящиеся к лицу Богоматери, и между ними 8 камней — 2 граната, 5 сердоликов и агат. На святой иконе и около нея по полю множество разных привесок — вся она обрамлена гранатами с золотыми крупными зернами — до 45 на цепочке».
Исследователи утверждают, что икона была эвакуирована в Москву, и даже уверяют, что в 20–х годах она выставлялась в качестве экспоната в Румянцевском музее, который в 40–х был расформирован. Но правопреемник Румянцевского — Пушкинский музей на запросы священников из Гродно ответил, что такой экспонат в списках не числится. Посоветовали искать в Третьяковке или в Историческом музее, но администрации этих учреждений до сих пор не ответили на письма из Белоруссии. Энтузиасты из Гродно всё же надеются отыскать святыню.
В настоящее время Коложа — название микрорайона города Гродно. Территория Коложи включает в себя Свято-Борисо-Глебскую церковь и прилегающий парк. В храме находится современный список чудотворной Коложской иконы. Местночтимое празднование – 22 июля.
Груздовская икона Божией Матери
Точных сведений о месте и времени явления сей иконы нет. Предположительно, это икона XV века. Находилась в селе Груздове (отсюда её наименование) Полонской волости Ошмянскаго уезда Виленской епархии.
В настоящее время список чудотворной иконы хранится в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Турец Кореличского района Гродненской области, Белоруссия .Местночтимое празднование 15 июня
Сукневичская икона Божией Матери
Образ находится в храме-часовне в честь Святого Духа в деревне Сукневичи Сморгонского района Гродненской области.
Образ Божией Матери явился в 17 веке. Жители деревни нашли его в ветвях груши. Люди несколько раз относили икону в местную церковь, но оттуда она чудесным образом исчезала и появлялась на груше.
Тогда верующие решили спилить дерево и построить на ее месте часовню. В последующем она была освящена в честь Святого Духа. Икона прославлена многими чудесами. К примеру, один верующий сделал киот для образа. Последний оказался меньше иконы. Тогда мужчина решил отпилить низ образа. После этого на руках человека образовались незаживающие раны, которые кровоточили до самой его смерти.
К чудотворному лику Божией Матери обращаются при различных заболеваниях. Одна женщин страдала онемением конечностей. В один из Крестных ходов вокруг храма больной и другим верующим предложили нести образ вокруг церкви. Женщина опасалась, что при своем заболевании не сможет удержать икону, но все же согласилась. Во время Крестного хода православная просила Богородицу о помощи. После чего верующая выздоровела.
Икона «Плачущая Богородица»
В соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского в Пружанах (Брестская область) находится икона, известная под названием «Плачущая Богородица» Изображение Богородицы на Галгофе у распятия. Образ получил такое название в связи с прославившим его чудесным событием. 9 апреля 1934 г. во время Пасхальной седмицы в соборном храме города Пружаны после вечерни благочестивые женщины, прикладываясь к иконе Пресвятой Богородицы на «Гологофе», заметили у стоп Божией Матери влагу. Женщины увидели на иконе влажную струю, текущую из очей Пресвятой Девы. Слезы протекали по Лику, образуя у сложенных рук большое влажное пятно. Оттуда, вначале тремя малыми, а затем, соединившись, одной большой струей они стекались к стопам.
Кто-то засомневался в чуде и стер платком слезы на Лике Пресвятой Богородицы, но они вновь появились в очах Божией Матери и стали стекать вниз. Чудо продолжалось целую неделю, с 9 по 16 апреля. Слезы на очах Пречистой Девы высохли лишь в Светлую Пятницу, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — этот день и стал впоследствии днем празднования Пружанской «Плачущей» иконы.
Преосвященный Александр, архиепископ Пинский и Полесский, узнав о чуде, направил в Пружаны епархиального миссионера для обследования обстоятельств чудесного явления. Многие свидетели утверждали, что произошло чудо: все видели появившиеся из очей Богоматери слезы и сами плакали от умиления, некоторые заявляли о чудесной помощи, полученной от Господа по ходатайству Его Пречистой Матери после молитв перед этой иконой. Для ежегодного прославления иконы архиепископ Александр благословил определить пятницу на Светлой Седмице.
В память об этом чудесном событии был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», каждый день совершались молебны и акафисты. В Пружаны пешком пришли паломники из Почаевской лавры, принеся с собой большую икону явления Пресвятой Богородицы на Почаевской горе. Поклониться Пресвятой Богородице пришли и паломники из Жировичского монастыря, принеся с собой изображение Явления иконы Божией Матери на груше. Паломники из гродненского монастыря пришли с Песчанской иконой царицы Небесной.
Рожковская икона Божией Матери.
Явление Богородицы немецкому офицеру спасло жизни жителей целой белорусской деревни. Жители деревни Рожковка (Каменецкий район Брестской области) в сентябре 1942 года едва не повторили судьбу печально известной Хатыни. 22 июня 1941 года — начало одной из самых кровопролитных воин. Неготовую к противостоянию Беларусь быстро оккупировали фашисты. Однако территория, покрытая лесами, деревнями и болотами оказалась идеальной для партизанской борьбы. Немцы изведенные длительным партизанским противостоянием, против которого не могли что-либо сделать, решили устранять поддержку партизан, уничтожая деревни. Жертвой такой карательной акции и стала Хатынь, а также 186 белорусских деревень.
В сентябре 1942 года деревню Рожковка Каменецкого района немцы так же приговорили к сожжению. Деревня уже была в окружении, жителей согнали в яму для расстрела. Еще немного и приговор был бы приведён в исполнение. Как вдруг на поле приземлился самолет. Немецкий майор попросил остановить казнь на 4 часа.
Спустя указанное время загадочный летчик вернулся с помилованием в руках. Несколько часов спустя вся деревня узнала причину своего чудесного спасения. Как оказалось, во время полета немецкому летчику привиделась Дева Мария в голубом одеянии. Майор, увидев в этом знак свыше, отменил расстрел деревни. А еще спустя время привез написанный им лик самой Девы Марии.
Спасительница Рожковская теперь на самом почетном месте в сельской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. За 66 лет икона Божьей Матери Рожковской совсем не изменилась. Краски такие же яркие, а желающих поклониться святыне с каждым годом становится всё больше.
Купятицкая икона Божией Матери.
Икона Божией Матери Купятицкая отличается от всех известных икон своей необычной формой. Богородица с Предвечным Младенцем на руках изображена на кресте. Явление иконы произошло в селе Купятич Пинского уезда Минской губернии, ныне Брестская область. Одна девица по имени Анна, пасшая скот, увидев среди листвы блистание света, обнаружила на дереве крест с изображением Богородицы. Девушка отнесла крест домой и вернулась к своему стаду. И на том же месте она вновь увидела сияние и снова обнаружила на дереве крест. Думая, что это второй крест, она повесила его себе на грудь.
Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать находку отцу, но креста на ней не оказалось. Не оказалось и того креста, что она приносила домой в первый раз. Тогда она вместе с отцом пошла к тому дереву, где дважды находила крест. И здесь они увидели в лучезарном свете крест с изображением Богородицы и, взяв его, отнесли в свой дом, но на другой день крест опять чудесным образом исчез.
Жители села, услышав о сем чуде, пошли на указанное место и обнаружили на дереве крест, излучающий необычное сияние. На этом месте сельчане выстроили небольшую деревянную церковь и поставили туда обретенный образ с изображением Богородицы, от которого начали происходить различные чудотворения.
Через несколько лет церковь была сожжена татарами, образ исчез бесследно, и местность вокруг сгоревшего храма совершенно запустела. Через много лет путник по имени Иоаким, проходя мимо места, на котором когда-то стояла церковь, увидел необычайный свет, исходящий от земли. Так чудотворная икона была обретена во второй раз и была отнесена в приходскую церковь села Купятич. Вокруг церкви впоследствии был устроен монастырь.
В конце XVII века Купятицкий монастырь перешёл во владение униатов. Православные иноки, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкую и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор. Из-за своей необычной формы Купятицкий образ Богородицы встречается крайне редко. Подлинник иконы, к сожалению, утрачен.День празднования: 28 ноября
Красностоцкая икона Божией Матери
В северной части Гродненской губернии, в Сокольском уезде, на вершине одного из холмов расположена женская Красностокская обитель. В величественном каменном храме этой обители находится ее главная святыня — образ Божией Матери. Устроена эта икона в виде складня и относится ко временам царя Алексея Михайловича.
Предание говорит, что образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным.
В 1877 году, 7 октября, образ Красностокской Богоматери прославился истечением мира. До 8 сентября 1901 г. икона хранилась в алтаре из опасения, чтобы ее не похитили католики. Для народного же поклонения с иконы была срисована копия, которая в настоящее время известна среди богомольцев больше, чем сам подлинник. Ныне и сама подлинная икона изнесена из алтаря.
Особенное стечение богомольцев наблюдается в Красностокской обители в праздник Пятидесятницы.
Самый почитаемый беларусский список находится в Полоцком монастыре.
Оршанская икона Божией Матери.
Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский.
Чудотворный список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. В 1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр первоклассных.
С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (18 сентября ), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону.
В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии. 13 июля 2001 года Митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня была передана в дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши. .
Казимировская икона Божией Матери.
Женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в белорусском селе Казимирово Гомельской области основан в 1996 г., но его история началась раньше, когда в 1713 речицким подкоморием Казимиром Юдицким был создан мужской монастырь, и вблизи возникло местечко, получившее название Казимирово.
В селе существует легенда, что подкоморий основал монастырь в честь чудотворной иконы Божией Матери, доставшейся ему от предков. Где-то в 1880-х гг. здесь была построена Свято-Успенская церковь. В ней эта икона и находилась. Там же хранилась книжка с описанием чудес от иконы с 1720 по 1764 год, ныне затерянная. В 1812 г. монастырские строения были разрушены войсками Наполеона. В 1839 г. монастырь был закрыт, церковь стала приходской. В 1933-м году храм закрыли, разобрали на бревна и построили школу. Икона исчезла, но была обретена в 2000-м году.
Неизвестно, является ли вновь обретенная икона той оригинальной чудотворной иконой, или же это более поздний список.
Как удалось узнать в Свято-Успенском монастыре, после закрытия храма, «икону забрала к себе прихожанка и хранила у себя дома, перед смертью завещала сыну вернуть икону в храм. В 2000 году после постройки храма и образования женского монастыря икону вернули в храм.
Список это или сама чудотворная икона мы не знаем, но к иконе относимся как чудотворной, а там на все воля Божия. Экспертиз никаких не делали, средств нет». В любом случае, иные чтимые списки Казимировской иконы до нашего времени не сохранились, либо их местонахождение неизвестно.
Могилёво-Братская икона.
Великая святыня Приднепровского края — Братская икона Богородицы, названная так по именованию Могилевского братского Богоявленского мужского монастыря .
Явление и первое чудо, прославившее эту икону, произошло 19 марта 1655 г., в день святых мучеников Хрисанфа и Дарии, когда излившая слезы икона по молитве пред ней спасла горожан от осады войск гетмана Великого княжества Литовского Яна Радзивилла.
Второй раз Божия Матерь прославила свою икону в 1708 г., когда князь Меньшиков, будучи в Могилеве, задумал отомстить жителям города за избиение «москвитян» в 1661 г. По преданию, стоя в Богоявленском храме перед чудотворной иконой, он внезапно был повержен на землю неведомой силой и после этого, устрашенный и смущенный гневом Божиим, больше не осмеливался ни входить в церковь, ни замышлять разорения непокорного города над
Днепром.
В другие времена было множество случаев исцеления перед образом Пречистой Девы, которые зафиксиксированы в документальных исторических свидетельствах.
А в 1910 г. Божия Матерь спасла весь город от уничтожения огнем. Тогда загорелось предместье Луполово, пожар из-за ветра перешел в город и угрожал Воскресенской церкви и Богоявленскому монастырю. Могилевчане вынесли чудотворный образ на объятые пламенем улицы — и ветер, внезапно повернув, погнал огонь в обратном направлении от центра города.
После безбожного лихолетья XX в. судьба чудотворной Могилево-Братской святыни не известна.Но в Трехсвятительском кафедральном соборе города Могилева находится древняя копия иконы, благоговейно почитаемая прихожанами, возле которой регулярно совершается акафистное пение Божией Матери.
Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери
Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – самый почитаемый чудотворный образ Беларуссии, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году.
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор чудотворная икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, которые можно увидеть на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в обители. Этот образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых в восточных областях Белоруссии образов Божией Матери.
Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.
Празднование в честь этой иконы 11 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.
Образ Пресвятой Богородицы именуемая Тупичевская
На оборотной стороне иконы авторская надпись: «Святая икона сия копия с чудотворной иконы Мстиславской Тупичевской Божией Матери. Марта 1 дня 1900 года. При настоятеле Охорскаго монастыря игумене Тихоне.»
Находилась икона в Тупичевском Свято-Духовом монастыре города Мстиславля Могилевской епархии. Монастырь, основанный в 1641 году, включал четыре церкви, жилые и хозяйственные постройки. Сожжён монастырь в годы Великой Отечественной войны. Окончательно разрушен в конце 1950-х – начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода. В настоящее время на месте бывшего оплота Православия на юго-западных рубежах Российской империи сохранились лишь фрагменты кирпичной ограды.
В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Тупичевская» находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля.
Дни празднования: 28 августа и в День Святого Духа.
https://filaretuos.livejournal.com/187292.html
СТАРЧИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В тот же день, 28 августа, в Беларуси особо почитают дивную икону Пресвятой Богородицы, именуемую Старчицкой. Она тоже названа по месту своего явления людям – в Старчицком имении князей Радзивиллов, расположенном неподалеку от Слуцка.
История обретения иконы такова. В середине XVII века шел по дремучему лесу, что рос на Вышковской горе урочища Старчицы (Старожище), крестьянин Лев Шапока. Он-то и увидел в ветвях мощного дерева эту икону. Вернувшись с этим святым образом домой, землепашец рассказал набожным крестьянам о своей находке, и те «всем миром» стали расчищать лес для постройки на месте обретения иконы деревянной церкви. И построили – при помощи настоятеля Слуцкого монастыря, архимандрита Феофана Креховецкого. Так возник на этом необычном месте Петропавловский монастырь, приписанный в то время к Свято-Троицкой Слуцкой обители.
Знаменательным событием для нового монастырского братства стал приезд сюда великого православного деятеля – святителя Димитрия Ростовского. Это произошло в 1678 году. Он прибыл в Старчицы для поклонения новоявленному образу, подобного которому не было тогда во всей Руси. Дело в том, что Старчицкая икона была написана, как говорится в предании, на полотне.
Впоследствии, спустя века, Старчицкую икону почитал святой праведный Иоанн Кронштадтский. По его благословению московский купец Петр Смирнов украсил этот образ серебряной ризой и изготовил на свои средства богатый киот.
С 1937 года Старчицы переименованы – теперь это поселок Октябрь. Нет уже и монастыря в честь апостолов Петра и Павла: в 1939 году раскатали строения по бревнышку, сравняли с землей древнюю обитель… Чудотворная икона, как и многие святыни нашего Отечества, сгинула в пучине лихолетья. Но православный люд Беларуси помнит свою реликвию: по сохранившимся доныне фотографиям иконописцы воссоздают чудотворный образ — на радость всем верующим, на поклонение нуждающимся в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы.
https://www.postkomsg.com/history/215461/
Образ Матерь Божия «Белыничская»
Образ Матерь Божия «Белыницкая» из п. Белыничи Могилевкой обл. Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона была написана в начале 17 века неизвестным художником. Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава, правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г. Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной дарственной воте, где у Богоматери с младенцем отсутствовали символы царской власти. В советское время икону передали в Могилевский краеведческий музей. Она пропала вместе со знаменитым Крестом Ефросиньи Полоцкой и другими ценностями в 1941 году — то ли при эвакуации, то ли при оккупации. Предание утверждает, что с этим образом в 1240 году монахи из Киево-Печерского монастыря спасались от войск хана Батыя, осадившего и разорившего город Киев. Монахи плыли по Днепру, а затем по его притоку Друти. Ночевать расположились нам высоком холме у реки. Ночью от иконы стало исходить сияние. Иноки восприняли это как знак от Бога остановиться на этом месте и основать здесь новый монастырь. Поскольку чудо произошло в день памяти пророка Илии, то Построенную на холме церковь освятили в честь пророка. Возникшее вокруг монастыря поселение названо было Белыничами в память о произошедшем чуде от иконы. Сейчас в храме в честь Белыничской иконы Пресвятой Богородицы находится чудотворная копия и ведется летопись новых чудес, совершенных Богом по молитвам перед иконой. В память о полученных духовных благодеяниях паломники оставляют у иконы драгоценности, как свидетельство произошедшего чуда.