Ещё в античном мире согласно древнегреческому праву для защиты в суде обвиняемого, риторы писали защитительную речь по различным обвинениям, называемую апологией. Примерами такой защитительной речи служат у Платона и Ксенофонта сочинения «Апология Сократа» в двух вариантах и другие апологии.
Под апологией в христианстве нужно понимать защиту христианской веры от внешних нападок. В этой связи существует критика христианства со стороны различных ложных учений и критика со стороны науки. И вот в этом случае возникает необходимость апологий, посредством которых христианский апологет (автор апологий), в первом случае, должен показать ложность, ошибочность тех учений, которые противостоят христианству. Во втором случае, его участие в защите христианского вероучения необходимо по причине того, что он должен разъяснить и показать разницу в определении предметов религии и науки, т.е. предмет религии является совершенно иной, который не поддается познанию при помощи рациональных и чувственных методов, чем предмет науки, а поврежденность природы человека, которая наступила в результате грехопадения, сделала знание о Боге невозможным.
Поэтому христианство, которое, как истинное учение о Боге как Творце мира, является лишь одним из видов знания, стоящим в одном ряду с другими достижениями человеческой культуры. Оно должно включать в себя и другие виды знания о мире и человеке, таких как: наука, искусство, этика.
Первые церковные писатели назывались отцами-апологетами: Иустин Философ, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.
Наука, которая стремится обосновать христианское вероучение (в Символе веры, святоотеческих трудах) именно в тот момент, когда оно критикуется называется Апологетикой (от греч.apolog0ia — защита, заступничество. оправдание).
Апологетика -это предмет полемики, который предполагает вести дискуссию, защищающую христианство (критика со стороны атеистов, язычников, агностиков, представителей других конфессий).
Современная апологетика стремится всем сомневающимся обосновать христианское вероучение, поэтому сейчас на один из первых планов выходит задача апологетики – защиты христианства, а также задача в доказательстве того, что учение Православной Церкви является истинным.
Зачем нашу веру нужно защищать? Иисус Христос через апостола Матфея передал нам в своих словах: «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
А чтобы учить людей, которые не просвещены истиной Христовой, необходимо самому знать основы своего вероучения. Апосто Петр говорит, что мы всегда должны быть готовы всякому требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоволением (1 Пет 3:15)
Вообще христианство во все времена было апологетичным. Апостол Павел показал нам пример такой проповеди, когда выступал в Ареопаге перед языческими греческими философами.
Главным предметом апологетики являются основные истины христианства — истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного Откровения.
У Климента Александрийского — создателя особой александрийской школы в богословии, миссионерская задача апологетики выходит на первый план. В своих работах он показал, что между научным, философским разумом и религиозной верой не только нет противоречия, но они находятся в единстве и гармонии.
На протяжении истории содержание и объем Апологетики менялись. Она выступала под разными названиями: Апологетика христианства, Общее богословие, Введение в богословие, Основное богословие. В XIX–XX вв. в богословских школах Апологетика входит в курсы Основного богословия.
В 1996 г. была реформирована учебная программа духовных школ РПЦ Апологетика и Основное богословие с этого времени рассматриваются как два отдельных предмета.
Основное богословие – попытка естественным умом обосновать некоторые христианские догматы.
Апологетика – ведение полемики, дискуссии и именно с тем, кто полностью отрицает бытие Божие.
Апологетика особенно стала развиваться в 19 веке. В основном это была философская апологетика, введение в основное богословие. После 1917 г. 20 в. особо не развивалась.
Вообще вопросы апологетики, как науки уже ставились со 2 века. В 20 веке известны такие апологеты, как: профессор богословия МДА А.И. Осипов, кандидат богословия СПДА протоиерей К.В. Копейкин, кандидат богословия Свято-Тихоновского университета В.П. Лега, доктор богословия, профессор СПДА протоиерей Н.П. Рождественский, доктор богословия Киевской духовной академии протоиерей П.Я. Светлов.
Не православными, а христианские апологетами (англоязычными) известными апологетами являются: католик Герберт Честертон, англикан Льюис.
Это самые переводимые апологеты в мире, защищающие христианство.
Апологетика – это перспективная богословская наука, развивающаяся быстро и через несколько лет уже будут другие темы, необходимые для защиты в рамках христианской апологетики.
Преподаватель Апологетики миссионерских курсов
при Витебской Духовной семинарии Петрова Н.А.